Украина и Новая "Новая Волна"

"Я смотрю в окно, мне кажется все это снится: постпанк стал модным, с этим нельзя не согласится."
Актуализация архаичной хип-хоп лирики.
 
"Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас наиважнейшим является кино."
Человек-Гриб
 
На дворе 2016 год, украинская андеграундая культура за 25 лет независимости повидала массу проверенных временем и скороспелых музыкальных течений и субкультур. Можно долго сыпать милейшими банальностями в духе: «раньше деревья были выше, а трава зеленее». Но тот факт, что на смену поступательному развитию музыки от простого к  более сложному, от старого к новому (или хотя бы к переосмыслению старого), мировая, и в свою очередь украинская массовая\независимая\мейнстримн\андеграунд общественность, пришла к простому жонглированию трендами золотых 80-х – это маркер серьезного культурного кризиса, в первую очередь кризиса креативного. Поймите меня правильно: даже эмо-волна 2007 года, не смотря на всю свою вторичность, была явлением во многом новаторским (особенно в странах постсоветских), тогда как новый ньювейв, принципиально ничего нового создавать не хочет.
 
Новая «новая волна», как бы отсылает нас к неким музыкальным и эстетическим традициям, которые имели место скорее в фильмах и книгах, посвященных западноевропейской культуре на стыке 70-80х, чем в реальной жизни. Самую большую благодарность стоит выразить, конечно, фильму «Контроль», ведь если бы не он, тысячи панков, хардкорщиков, эмо, готов, русских рокеров, и прочих подклассов мыслящей молодежи так и не узнали бы о трагичной судьбе Йена Кертиса и группе Joy Division (читай: не стали бы хипстерами). Вот давайте напряжем память и попробуем вспомнить, как вы слушали Joy Division до 2008года. Ну что, вспомнили?) Конечно же, в комментарии сейчас набежит целая масса ребят 1997 года рождения, которые с упоением наслаждались творчеством JD еще в первой половине нулевых, а то и раньше…. А если серьезно, то в 00х действительно была нехилая мода на постпанк и родственные жанры. Я, вот например, слушал Bauhaus, Virgin Prunes, Sisters of Mercy, Ausgang, Birthday Party, Ghosting, Depeche Mode, Звуки Му, КИНО, Гражданскую Оборону, Янку и Великие Октябри, Пирата Бенд, Gray\Scale, Скрябін, Вінки…
 
Но это все было давно. Сейчас акцент принято делать не на  маргинальных корнях постпанка и его не менее маргинальных проявлениях, а на родстве данного жанра с ненавязчивым инди-роком, что плавно уводит нас от панк\авангард\гот составляющих жанра в сторону белых кроссовок модели суперстар и стрижек из чоп-чопа –  таких важных атрибутов современной «андеграунд» субкультурщины. Я ни в коей мере, не глумлюсь и не иронизирую. У всех субкультур были свои «сакральные» вещественные атрибуты необходимые для инициации, и продающиеся в специализированных магазинах. Незачем делать из консюмеризма пятидесятилетней давности «святую корову» ругая современные явления той же природы. Ретроградам (в том числе и мне) пора осознать: постпанк теперь другой, с другими эстетическими и смысловыми привязками, стоит расслабится и выдохнуть – ваш (наш) готик-рок никто не трогает, можно слушать Rosetta Stone с сознанием своей еще большей исключительности. Но, важно другое: музыкальная культура Украины переросла культуру потребительскую, но только в том смысле, что предложение теперь превышает спрос.
 
Ряд групп играющих постпанк и родственную музыку все время расширяется, относительно регулярно проходят тематические концерты, и даже фестивали. Украинские пост-панк группы ездят в туры в страны ближайшего зарубежья (например, Cold Comfort) и издаются на украинских мейджор-лейблах (например, Small Depo). Кто-то даже говорит о современной украинской «постпанк сцене», хотя, на мой взгляд – это пока слишком сильное заявление, но говорить о заметном течении в музыкальной культуре уже можно. Многие играют, многие играют хорошо (можно как угодно относится к Cold Comfort. Small Depo, City of Me  и восходящим Battle Axe Culture – но стоит отдать должное качеству записанного ими материала и технической стороне их исполнения), а некоторые даже стараются играть, что-то новое (как например Signal Feed The Void, смешавшие в своем последнем альбоме постпанк с экспериментальной музыкой и элементами прогресив-рока; или Бегущий с Ножницами, смешивающими  постпанк с московско-сибирскими корнями с хардкорной подачей и скримо). 
 
Есть ли у новой украинской волны проблемы? Однозначного ответа на этот вопрос я дать не могу. Что расстраивает лично меня - постпанком сейчас занимаются в лучшем случае вчерашние панки, выходцы из экстремального панк-хардкора хлестко играющее и шарящие американскую школу панка, но очень отдаленно знакомые со школой панка европейского, а в худшем эстетствующие интеллектуалы, не понимающее и не любящие панк. Плохо это или нет – решать слушателю.
 
Что из современного украинского нравится лично мне – так это Бегущий с Ножницами – вот пример отличного украинского постпанка, действительно удачная попытка смешения жанров, и Par Avion как явление стильного и небездушного электронного панка без прямых отсылок к 80-м. Что из этого выйдет - вопрос времени. Но тот факт, что люди начали в массовом порядке играть музыку родственных стилей не может пройти бесследно – что-то дельное из этого получится, а может уже получилось.
Neformat.com.ua ©