Жадан і Собаки – Пси (2016)
Когда восемь или девятьлетназад я, пьяный и босоногий слемил под Жадана и Собак в дремучем "гуляйпольском" ДК, вот тогда жизнь для меня и началась по-настоящему. Под звуки прихардкоренного ска, в толпе грязных и невменяемых тел, раздавленный духотой позднего августа,я впервые услышал панк в связке с литературой высокой пробы и был рад их гармоничному симбиозу.
Полагаю, что очень непросто быть Сергеем Жаданом – по сути, единственным достойным современным писателем Украины, представлять одновременно «массовую» и «андеграундную» (в нынешних реалиях эти понятия стоит, во избежание смеха ставить в кавычки) культуру, без лицемерия, политической ангажированности и грубых перегибов. Однако Жадан справляется отлично, и что главное – несмотря на события последних лет, литературное и музыкальное творчество Сергея, всегда в той или иной мере политизированное, не стало жертвой популярных трендов. Проигнорировать сложившуюся в стране ситуацию для украинского писателя было невозможно, но вместо истерии и ненависти, которой так щедро пичкают нас рок-деятели разной степени порядочности, Жадан в своих последних книгах и альбомах, декларирует идеи христианского человеколюбия, в свойственной ему пламенной и революционной манере, не лишенной, тем не менее, ироничности и грусти.
Прежде чем писать про альбом Пси, хочу сказать, что вот такую вот музыку перестал слушать пару лет назад и, как оказалось, напрасно. Достаточно на минуту «выключить сноба» и, на первый взгляд (сноба), «популярная» музыкальная форма цепко схватит за горло своей бешенной энергией и проверенной десятилетиями мощью. Музыкальная стратегия, а именно здобреный электроникой ска-панк, с хардкор элементами – выбор беспроигрышный. Большинство треков – это драйвовые панк боевики, приправленные ска и фанком, с динамичными и щедрыми аранжировками, а аранжировка единственной на альбоме лирической spokenwordпесни «Листопад» не менее богата и динамична. Собственно к качеству записи и исполнения вопросов у меня возникнуть не могло – группа не аматорская и трудолюбивая, а что касается формы – если уж музыканты решили играть именно так, значит, так было нужно. Но главным, побуждающим к прослушиванию, мотивом для меня были, все-таки, тексты Жадана, и ожидания мои не были обмануты. В лирике альбома весьма органично и безусловно талантливо объединены традиционные для группы социально-реалистическая и актуально-революционная тематика с очень живо поданными библейскими мотивами. Как мне кажется предтечей альбома служила одна из последних книг стихов Сергея «Життя Марії» - намой взгляд лучший поэтический сборник автора. Вокальная подача альбома – это в основном колоритная жадановская скорая читка и в хорошем смысле пафосная декламация, присутствует также мелодичный панк-вокал и хоровые партии.
Словом, если вы интересуетесь украинской музыкой и словесностью, если любите в меру причесанный панк, где-то слышали фамилию «Жадан» или без ума от романов «Ворошиловград» и «Депеш Мод», а может наизусть знаете и время от времени читаете друзьям и родственникам стихи «Марадона» - послушайте этот альбом: он талантливый, там точно будет что-то для вас.
1. Intro
2. Мамона
3. 10 праведників
4. Ребе
5. Листопад
6. Пси
7. Нова поліція
8. Рок-музикант
9. За#бали