Ezkaton: "Черный метал – это не просто музыка"
В апреле этого года atmospheric black metal проект Ezkaton представил на суд поклонников жанра альбом "Plague for the Empires: Time", пополнивший ряды украинского блэка. По понятным после ознакомления с тематикой альбома причинам, состав и местоположение группы скрыты, но нам удалось пообщаться с лидером Ezkaton и хоть немного рассеять "черный мрак", окутывающий коллектив.
- Расскажи, пожалуйста, как образовался Ezkaton и, по возможности, приоткрой завесу тайны о вашей группе
- Образовался Ezkaton очень и очень внезапно. Рифы писались совсем под другой проект, мы (я и другой участник группы) сидели и репетировали. Гитары в проекте ещё не были настроены и звучали очень сыро (да, сырее чем на релизе) и я решил попробовать записать вокал вместо другого вокалиста. И…ну получилось же. Тогда и приняли решение оставить как есть, и уже готовые 2 новые песни (плюс кавер) запустили через пару дней в сеть. Сразу, на следующий день, сели писать песни и думать над концепцией.
Участников раскрывать не стану. Есть люди известные, а есть и не очень. Концепция анонимности у нас от той же концепции альбомов – не важно кто ты, важно, что ты делаешь и зачем.
- Поздравляю с выходом дебютного альбома. Расскажи, пожалуйста, о тематике, процессе его создания и выпуска.
- Спасибо! Главная тема – человеческие пороки как вида, к чему они приведут в конце. В своих песнях мы стараемся передать атмосферу гнетущего ужаса, который мы не замечаем каждый день.
Процесс записи нёс характер спонтанный и импровизационный, основан на собственных переживаниях и наблюдениях. К счастью, не было ни одного момента – "а какой риф вот после этого приделать?" - работа длилась почти без длительных пауз и всегда давала понять, чего от себя требует. Очень необычный опыт, так как раньше для альбомов нужно было выдалбливать рифы и продумывать каждый ход, а тут всё шло как по маслу.
С выпуском альбома получился казус. Мы договорились с лейблом, что я присылаю ему все готовые материалы до определённого числа и он выпускает альбом через месяц. Но в последний момент художник, работавший над дизайном, сказал, что ничего у него не получилось, "сорян". И пришлось быстро и решительно искать стоки с картинками на продажу, но там ничего подходящего под концепцию не нашлось, пока тот же художник не скинул картинку, мол "я вдохновлялся этой работой". Картинка подходила по всем параметрам. Но, к сожалению, интернет не знал имени автора, поэтому пришлось указать "неизвестный".
- Планируются ли живые выступления или Ezkaton – исключительно студийный проект?
- Конечно, и изначально планировались. Сейчас активная фаза осмысления и проработки концепции альбомов на сцене при сохранении анонимности. Придётся пойти на некоторые хитрости, чтобы это работало. Кто-то скажет "а, я уже такое видел", но на самом деле этот прием мало кто использует на сцене (настолько он считается простым). Сама же концертная деятельность начнётся тогда, когда мы будем полностью готовы. Думаю, на это уйдёт ещё год, может, даже больше.
- Альбом вышел на польском лейбле Wolfspell Records. Как началось ваше сотрудничество? Кстати, как относитесь к тому, что уже существует польская группа Ezkaton, при чем в довольно схожем жанре?
- С Михалом (Wolfspell) я имел честь познакомится ещё до предполагаемой совместной работы. Человек он очень хороший и отзывчивый, тогда я и взял на заметку, что нужно будет с ним поработать. Тем более, что он из тех людей, которые смело берутся за дебютные альбомы. Любит риск, наверное.
На польскую тёзку мы даже не обращали внимания. Группа никак себя не зарекомендовала, да ещё и распалась, а столь мощное название закрепила за собой - непорядок. Насчёт названия тоже думали долго. Изначально должно было быть "eschaton". В переводе это, если быть кратким, некий "конец света" со своими подводными камнями, а нам, как концептуалистам скорой человеческой гибели от собственных рук, очень нужно было это название. Но таких групп, как минимум, пять штук, а с этим уже было тягаться сложнее. Поэтому решено было взять всем известное Бегемотовское "Z".
- Поскольку одна из песен на альбоме – кавер на Drudkh (Ukrainian Insurgent Army), не могу не задать провокационный вопрос: это определенная дань уважения или отсылка к вашим политическим взглядам? Как вообще относитесь к идеологиям?
- "УПА" – моя любимая песня Drudkh, и именно в ней мне всегда не хватало вокала. Маленькой капельки - чтобы не полноценная лирика, но и не инструментал. И я взял на себя смелость это исправить по-своему. Также это отсылка, но не к политическим взглядам, а историческим. Альбом "Время" рассказывает историю почти от самого начала человеческого морального падения и доводит до самого конца. Ведь партизанская война - это именно тот этап истории, где люди совершают свои поступки не ради медали на кителе, а ради идеи, при этом часто совершая отвратительные поступки. Но не из-за внутренней злости или "воспитания" правящей партией, а исключительно собственными взглядами и убеждениями. Точно так же можно и трактовать партизанов во Вьетнаме, когда человеческая воля брала верх над превосходящим противником.
Насчёт идеологии сказать сложно, никогда не задумывались над этим вопросом. Я лично считаю, что чёрный метал - это не просто музыка, ведь каждый фанат этого жанра подстраивает половину своей жизни под эту музыку – одежда, хобби, друзья, досуг. Думаю, можно считать это идеологией.
- На вашем Bandcamp отсутствуют тексты альбома. С чем это связано?
- Связано с тем, что текст был написан заранее только к треку "Variations of Absence", а остальное было такой же импровизацией, как и музыка, но с долей коррекции во время записи, так как иногда это не совсем работало. Совместным решением было ПОКА не обнародовать текста. Некоторые из них в некоторых странах даже назвали бы "экстремистскими", так что мы не спешим. На второй альбом уже постараемся чтобы всё было "по-классике" и текста будут в бендкемпе и на дисках.
- Чем вдохновлялись при написании песен и лирики для альбома? Возможно, из фильмов, литературы, личных переживаний?
- В основном, из личных переживаний и некоторых книг антиутопиях, например "451 градус по Фаренгейту". Большое влияние на музыку и на лирику, конечно же, имела война, так как она забрала жизни близких, знакомых, и продолжает выжимать соки из страны. Надеемся на скорейшее решение ситуации.
- Планируется ли продолжение развития концепции альбома на будущих релизах?
- Да, конечно. Мы планируем трилогию альбомов, которые будут продолжать и дополнять друг друга, продлевать историю. На данный момент дизайн диска почти завершён и есть название альбома. Начало записи альбома стартует в середине сентября этого года и планируем выпустить альбом в то же время, когда был выпущен дебютник.
- Какие события или личности в свое время повлияли на твой интерес к музыке и black metal’у в частности?
- Впервые black я услышал в возрасте 14 лет, это была группа Satyricon и их песня "Mother North". Тогда я был в шоке (так как слушал Металлику и подобные группы), но что-то завораживало меня и я возвращался к этому клипу вновь и вновь. Позже я раскопал ещё несколько записей Satyricon, слушал их и понемногу вернулся к "классике" метала. Вспомнил о чёрном метале только в 18-19 лет и, через некоторое время, я втянулся и начал уже играть блек.
- Что думаешь о нынешнем развитии black metal как жанре?
- Как по мне, так чёрный метал сейчас не особо развивается, он только стаёт шире, но не идёт вперёд. Очень хороший пример – "Істина" Nokturnal Mortum. Альбом приобрёл много ширины звучания и разнообразия, но о каком-то жанровом шаге вперёд сказать сложно. Также хороший пример разнообразия продемонстрировал тот же Satyricon в своей песне "Phoenix". Сочетание чистого вокала и лишь слегка перегруженных гитар всё так же делает это чёрным металом. Что подтверждает тот факт, что чёрный метал - это не типичный вокал и сырые гитары, это идеология. Ведь, согласитесь, мало у кого получится black в сочетании с нетипичными для этого жанра факторами.
- Как думаешь, почему наши группы более популярны за пределами страны, чем на родине?
- Не считаю, что наши группы непопулярны в нашей стране. Украинский блек считается одним из самых сильных и все это знают. Мы любим наши группы не потому, что они наши - они действительно лучшие в жанре. Просто заграницей легче покупать те же самые диски, футболки, винилы и на фоне наших фанатов кажется, что мы не "ценим" наши группы.
- Как относишся к украинской сцене и кого выделяешь для себя?
- Как понятно из прошлого вопроса, отношусь с уважением. Очень высоко ценю наш харьковский авангард – Nokturnal Mortum, Drudkh, DubBuk, Astrofaes и другие. Новые альбомы сейчас очень радуют, "Істина" и "Їм часто сниться капіж" - просто шедевры. Рад, что группы на протяжении стольких лет продолжают развиваться и совершенствоваться.
- Кстати, как относитесь к украинским тематическим фестивалям (Nove Kolo, Oskorei, Holy Death Over Kiev)? Посещаете ли сами?
- Это лучшие фестивали в стране, как к ним можно относиться? Конечно же, позитивно, так как был опыт выступления на некоторых из вышеперечисленных и послевкусие весьма и весьма приятное. Надеюсь в составе Ezkaton однажды вернуться на подобные фестивали с полноценной концертной программой. Очень ценю вклад организаторов. Привозить каждый раз всё более мощные группы и удивлять каждый раз. За рубежом смотрят на наши фестивали и облизываются, а ведь не зря.
- Как относитесь к критике вашего творчества? Имеет ли это значение для вас?
- Честно, значение имеет. Только нужно уточнить значение слова "критика". В интернете сейчас "критики" очень мало, сейчас больше похоже не недовольные возгласы, типа "а, я думал лучше будет". Ну разве это критика? Если тебе не понравилось – листай дальше, следующая группа понравится, это так просто. Я прислушиваюсь к тому, чего хотят слушатели, но также тут главное не забывать, чего хочешь сам от своей музыки.
Пример: к песне "Darkest Crowler" (в ЕР) на YouTube был комментарий "последний риф огонь, вот бы его больше и развить". Я подумал: больше – запросто, развить – не могу, ведь это именно тот риф, который требуется для окончания произведения. Вот я его продлил на несколько квадратов, со сменой ударных, но остался при своей идее. Так сказать – сел на два стула.
- Ну и напоследок поделись планами на будущее.
- Сейчас мы работаем над вторым альбомом, дизайном мерча и дисками. Также работаем над концертным "луком" и сценарием. Планируем после выпуска второго альбома на всевозможных носителях уже летом следующего года выступить на нескольких фестивалях. Так что увидимся!