Улица Курзу – Огомни Говога (2015)

На третий год своего существования харьковская группа Улица Курзу выпустила свой первый альбом «Огомни говога». Музыканты идентифицируют себя как инди-фолк-кабаре коллектив. Из такого описания мало что понятно. Конечно, их творчество имеет отношение,и к инди-фолку, и к кабаре, но на самом деле они играют задорную, почти «свадебную» музыку, с плохо замаскированными клезмерскими мотивами и сюрреалистическими текстами (например, что означает название альбома, не знаю ни я, ни, судя по всему, Google). При этом вокалист, играющий на гитаре, хрипло поёт заговорщицким тоном, будто только что где-то что-то украл; ему помогают баянист, басист, ударник и трубач.

Учитывая «странность» текстов и использование духовых, первым делом напрашивается сравнение Улицы Курзу с другими харьковчанами – Оркестром Че, несмотря на то, что те за последние несколько лет переквалифицировались в гитарный инди-рок. Сходство, однако, весьма поверхностно, даже если сравнивать с Оркестром пяти- или семилетней давности. Для Оркестра характерна антиутопическая лирика, так или иначе направленная  на критику общества. У Улицы тексты эгоцентричны. Тут речь идет о «себе», о «своих» страхах, о «своём» комично искривленном восприятии действительности: «Рыба меч, рыба меч, рыба мечет икру, // а потом рыбе страшно. // Так и я, так и я, просыпаюсь поутру // гляжу — а я бумажный». При этом сосредоточенная параноидальность сдобрена такой долей иронии (прежде всего благодаря забойным мелодиям, сыгранным на баяне и флейте), что все это сложно воспринимать всерьез. В свою очередь для Оркестра характерна саркастичность и некоторая горечь, но не стёб. И, естественно, мелодика Оркестра имеет совершенно другую природу: использование скрипки и кларнета для них означает тяготение к арт-року, а не какие-либо фолковые или этнические намеки, тогда как в случае Улицы «7:40» слышится почти что в каждой песне.

Напротив, удачным представляется сопоставление Улицы Курзу с «Одесскими рассказами» Исаака Бабеля. Что интересно: географически харьковская группа, по сути, ретранслирует мифы Одессы. Это проявляется в схожем настроении: удаль Бени Крика «в шоколадном пиджаке, кремовых штанах и малиновых штиблетах», который решает свои серьёзные бандитские вопросы с песнями и плясками – этот бабелевский мотив украдкой угадывается в песнях Улицы. Играя в определения, я бы назвал их сюрреалистическим шансоном. Такой ярлык, несколько провокативный,  может показаться не слишком удачным, учитывая, что блатной песней в творчестве группы и не пахнет. Но, удивительным образом, Улица Курзу нагнетает атмосферу лихого гангстерства (так свойственную Бабелю), которая сочетается с уже упомянутой параноидальностью. Дополнительное, скорее техническое сходство (но тоже важное), кроется в характере языка в песнях Улицы и текстах Бабеля: они не конструируют новый мир, а зашифровывают реальность, говорят о ней «по-странному», закрученными фразами, описывая её с неожиданных ракурсов. «Сверху греет, снизу тает, сбоку птицы прилетают» - поёт Улица Курзу, «Он сидел, как солнце в сыром осеннем небе, он сидел, как сидит июль на розовом берегу реки, раскаленный июль в длинной холодной траве» - пишет Бабель. Если бы я был режиссером и экранизировал «Одесские рассказы», то даже бы не задумывался о поиске музыкального сопровождения – песни Улицы Курзу прекрасно подходят.

В целом, альбом ровный. Среди песен нельзя выделить более сильные и более слабые. Но, на мой взгляд, энергично-безумные «Не ходи за мной», «Высыпал песок» лучше, чем тягучая «Черное». Вышел сильный дебют. Ждем новых релизов, благо, судя по лайвам, незаписанных песен достаточно.
 

https://ulkurzu.bandcamp.com/album/ogomni-govoga

http://ulkurzu.com/

Neformat.com.ua ©

01. Дедушка.
02. Рыба-меч.
03. Жалкая тварь.
04. К занавеске.
05. Клюв кряквы.
06. Черное.
07. Не ходи за мной.
08. Александр Иванович.
09. Сундуке.
10. Высыпал песок.

20.12.2015