Nick Cave & The Bad Seeds - Push The Sky Away (2013)

Последний десяток лет Ник Кейв вовсе не маялся от безделья, и два альбома Grinderman тому ярчайший пример. Смелый и хаотичный гараж-рок с явным душком классической психоделии и даже краута недвусмысленно намекал, что наш герой соскучился по настоящему угару, без всяких скидок на бесов в ребро. Да и чего греха таить, последний альбом the Seeds перед затянувшимся отпуском был не самым лучшим в их карьере, несмотря на присутствие таких милых вещиц как “Jesus of the Moon” и “More News from Nowhere”. Неожиданно анонсированный в конце 2012го новый полноформатник “Push the Sky Away”, вероятно, должен был послужить неким триумфальным «возвращением к корням», к старому доброму лиричному Кейву, торжественно топящему Кайли Миноуг в пруду с розочками. Однако не все так просто.

Первая ласточка альбома, представленная в качестве актуального сейчас лирик-видео вещица “We No Who U R”, никоим образом не тянула на главный хит пластинки. Однако, с поставленной задачей справилась на отлично: слушатель понимает избранное направление, слушатель настраивается на определенный лад, слушатель расслабляется и пытается изгнать из головы образ усатого Кейва с гитарой, возвращаясь к Кейву фортепианному. Неудивительно, что именно она в итоге начинает альбом: за эти четыре уже знакомые минуты проще всего влиться в остальные тридцать восемь. Да, в этот раз Ник сотоварищи решили не грузить слушателей часовым (или вовсе двойным, как случилось в 2004м) опусом, а выдали классический виниловый формат – впрочем, альбом от этого только выиграл. Сдержанные миниатюры вроде “Water's Edge” и “Mermaids” подчеркивают серьезность намерений the Seeds, аранжировки глубоки, лирика воздушна, даже сам Кейв периодически радует и вокалом, а не только мелодекламацией. Особенно интересные вещи начинаются на второй стороне: гипнотический драйв “We Real Cool”, которая звучит так напряженно, что поневоле ждешь какой-нибудь фантастической финальной кульминации, подводит слушателя к самой «литературной» связке альбома, “Finishing Jubilee Street” - “Higgs Boson Blues”. Если сама “Jubilee Street” оставила автора этих строк более-менее равнодушным, то декламация Кейвом (под расслабленно джемящих the Seeds) монолога о том, как он собственно эту самую “Jubilee Street” написал, просто выше всяких похвал. Постомодернизм как он есть, что тут скажешь. После такого даже упоминания Википедии и актуальных тем вроде бозона Хиггса в одноименном блюзе-который-вовсе-не-блюз не кажутся чем-то из ряда вон выходящим.

Где же заявленное «не-все-так-просто»? Видимо, исключительно в послевкусии: альбом безоговорочно хорош, однако ставить его в один ряд с “Let Love In” и “No More Shall We Part” не поднимется рука даже у самых заядлых фанов. С другой стороны, это может быть целым новым началом, вдохом перед решающим броском, перед выпуском какого-нибудь фантастического шедевра в разгар празднования 30-летия(!) группы и почти 40-летия(!!!) творческой деятельности их лидера. Что характерно, в целом ровный, теплый и приятный альбом неожиданно заканчивается на щемяще грустной ноте: титульный трек с его двухнотной партией на органе напоминает, каким пронзительно искренним и трагически серьезным может быть Кейв. Или это снова его своеобразное чувство юмора?

Neformat.com.ua ©

01. We No Who U R
02. Wide Lovely Eyes
03. Water's Edge
04. Jubilee Street
05. Mermaids
06. We Real Cool
07. Finishing Jubilee Street
08. Higgs Boson Blues
09. Push The Sky Away

18.02.2013