John Frusciante - The Empyrean (2009)
Большинству людей Джон Фрусчанте известен как гитарист Red Hot Chili Peppers; чуть меньше людей знают о его сотрудничестве с Омаром Родригезом-Лопесом и The Mars Volta, Wu-Tang Clan, N.A.S.A. и ещё великим множеством самых разнообразных музыкантов. И ещё меньше людей знают, что у этого талантливейшего парня за плечами уже целых восемь сольных альбомов и несколько EP. "The Empyrean", соответственно, девятая пластинка Фрусчанте и получилась она, на мой взгляд, одной из лучших (если не лучшей) в его сольной карьере.
По традиции Джон выступил в роли мультиинструменталиста, записав все вокальные партии, а также партии гитары, баса, драм-машины, фортепиано, синтезаторов и ещё Бог знает чего. Не обошлось, конечно, и без приглашённых гостей - помогали такие известные товарищи, как басист Red Hot Chili Peppers Фли (бас в песнях "Unreachable", "God", "Heaven", "Enough of Me", "Today", и "Ah Yom") и Джонни Марр из The Smiths (гитары в "Enough of Me" и "Central") и другие, слегка менее известные люди (бэк-вокалы, барабаны, саундпродюсинг и.т.п.).
Общее настроение альбома получилось двойственным - Джону удалось смешать в своих песнях грусть и какое-то сложно передаваемое чувство жизнеутверждающего оптимизма. Но начинается всё с инструментальной минорной композиции "Before The Beginning", в которой Фрусчанте выдаёт прекрасное соло, за которое не стыдно было бы и Дэвиду Гилмору. Далее идёт кавер на Тима Бакли (да-да, это отец Джэффа Бакли) "Song To The Siren", в котором вокальная партия просто великолепна (вполне возможно что сирены именно подобными песнями зазывали в свои сети моряков) - эта лиричная песня является одной из жемчужин этого альбома. Однако дальше - лучше, меланхолия сменяется тем самым оптимизмом в "Unreachable". В этой песне Джон позволил себе поиграться с вокальными эффектами, от чего она только выигрывает. "Unreachable" - самая сильная вещь, на мой взгляд, квинтэссенция этого альбома с прекрасным психоделическим соло в конце. Дальше в каждой композиции наблюдаем отличное умение Фрусчанте писать поп-мелодии в сочетании с экспериментальными аранжировками. Как, например, "Dark/Light": начало песни - это грустная фортепианная мелодия, символизирующая как раз тот самый Dark, которая перетекает в прекрасную коду, замешанную на ритмичной басовой партии и хоре.
Или вот "Enough Of Me" - казалось бы, стандартная поп-рок песня, но соло в духе Роберта Фриппа или уже упомянутого Омара Родригеза-Лопеса, придаёт ей совершенно иной окрас. А партия струнных в "One More Of Me" напомнила мне ни что иное, как творчество A Silver Mt. Zion - настолько же красиво и волнующе.
В этом и есть привлекательность "The Emрyrean" - смесь простого и сложного, "тёмного" и "светлого".
Заканчивается альбом всё на той же ноте, что и начинался, "After The Ending" - прекрасное завершение, а синтезаторы в конце заставляют вспомнить Pink Floyd. Что немаловажно - на этой записи Фрусчанте не переборщил с количеством композиций, чем грешил на ранних записях, - всё в меру, всё органично. Два японских бонуса - "Today" и "Ah Yom" очень хороши и прекрасно дополняют основной материал альбома, поэтому советую искать японское издание.
На мой взгляд, в этой записи Джон Фрусчанте продемонстрировал совершенно разные грани своего таланта, многие из которых можно и не увидеть, не услышать в RHCP или других сольных пластинках.
01. Before the Beginning
02. Song to the Siren (Tim Buckley, Larry Beckett)
03. Unreachable
04. God
05. Dark/Light
06. Heaven
07. Enough of Me
08. Central
09. One More of Me
10. After the Ending
Японские бонус-треки
11. Today
12. Ah Yom