Ben Frost - By The Throat (2009)
Хоть прописавшийся в Рейкъявике австралиец Бен Фрост и начал сочинять музыку еще в начале 2000-х, большая часть его нынешней аудитории впервые услышала о нем после выхода дебютного (и единственного) альбома группы School Of Emotional Engineering. Тот альбом можно считать переходным от раннего эмбиентного творчества к более мрачному позднему экспериментально-нойзовому. Первый же сольный релиз Фроста после распада SOEE, 40-минутный EP "Theory Of Machines", получил едва ли не еще большее признание и поставил чрезвычайно высокую планку, сместив акцент с тревожного эмбиента на слои угрожающе нарастающего электронного шума, в котором легко заметить влияние дрона.
И вот, спустя два года, - новый подарок слушателям от обладателя выдающейся бороды и безумных глаз - полноформатник "By The Throat" ("За горло"). Первое, с чего обычно начинается знакомство с альбомом - обложка, на которой - ночь, снег и волки в свете фар. Сразу скажу, что именно такого рода картины крутятся в моем воображении каждый раз во время прослушивания. Если "Theory Of Machines" (также вполне оправдывая свое название) создает атмосферу присутствия рядом чего-то могущественного, холодного и безразличного, то "By The Throat" - ощущение таящейся, приближающейся угрозы, скрипящего снега под ногами и дыхания за спиной. Каждый раз, дослушав альбом до конца, я испытывал что-то сродни облегчению, как будто наступил рассвет, неподалеку показались силуэты городских зданий, а погоня за спиной, наконец, отступила.
Но я, наверное, слишком увлекся образностью и эмоциональной стороной, давайте попробуем объективно взглянуть на музыкальную составляющую альбома и дать ей оценку. С технической точки зрения всё безукоризненно - тщательно выстроенные многослойные звуковые коллажи, в которые жемчужными нитями вплетаются мелодии клавишных, напряжение то нарастает, то ослабевает, накатываясь волнами шумов и звуков. Композиторский талант можно, конечно, пропить и избавиться от него сотней других способов, но это явно не про нашего Бена, во всяком случае, не про последний на сегодняшний день его альбом. Выдерживает ли это всё сравнение с композиционным великолепием предыдущего релиза? Ответ, который я могу дать на этот вопрос, можно считать универсальным для всех подобных ситуаций: может и не выдержать, так что лучше не сравнивайте. "Theory Of Machines" и "By The Throat" - два великолепных альбома, каждый со своей атмосферой, настроением, да и звучание на последнем отличается большим количеством атмосферных фрагментов с использованием звуков струнных и духовых инструментов, в то время как "Theory Of Machines" был более минималистичен. Сравнение их между собой практически неминуемо приведет в плоскость "кому что ближе" в том или ином аспекте.
Независимо от субъективных предпочтений, "By The Throat" рекомендуется всем любителям эмбиентно-шумовой экспериментальщины, которые умудрились его пропустить. А также, несомненно, входит в число лучших электронных альбомов 2009 года.
01. Killshot
02. The Carpathians
03. O God Protect Me
04. Hibakusja
05. Untitled Transient
06. Peter Venkman Pt I
07. Peter Venkman Pt II
08. Leo Needs A New Pair Of Shoes
09. Through The Glass Of The Roof
10. Through The Roof Of Your Mouth
11. Through The Mouth Of Your Eye