Джеймс Дорси ( 29.02.1904 года Шенандоа, Пенсильвания - 12.06.1957 года Нью-Йорк) - американский джазовый музыкант (кларнет, альт-, тенор- и баритон-саксофон, труба), бэндлидер, руководитель ансамбля. Брат Томми Дорси (тромбон, бэндлидер).
Еще до знакомства с джазом прошел основательное музыкальное обучение - отчасти с помощью отца - преподавателя музыки и руководителя духового оркестра. Вначале освоил корнет. Уже в 8 лет впервые выступил с оркестром, который возглавлял его отец, участвовал в уличных парадах в составе различных брасс-бэндов. К 10-ти годам освоил альт- и тенор-саксофон, через некоторое время - кларнет. Профессиональную деятельность начал в 17 лет - в ансамбле "Scranton Sirens". Затем играл в оркестре Жана Голдкетта, в 1922 (в 18 лет) организовал свой первый оркестр для выступлений в серии развлекательных музыкальных программ на радио в Балтиморе - "Dorsey Novelty Band". В дальнейшем совершил ряд турне как солист оркестра "California Ramblera", работал у Пола Уайтмена и Реда Николса в ансамбле "Five Pennies", у которого играл со своим братом Томми. Вместе с ним в 1928 (позднее также в 1932) был участником ансамбля Фила Наполеона "Original Memphis Five". В 1928-35 возглавил с братом биг-бэнд "Dorsey Brothers Orchestra", завоевавший широкую известность. Продолжал руководить этим коллективом один после того, как брат создал с 1935 собственный биг-бэнд. В 1945 оркестры Джимми и Томми Дорси осуществили совместные грамзаписи. Одновременно с работой в биг-бэнде Дорси активно включился в 1949-50 в ривайвл-движение с созданной им специально для этого небольшой диксилендовой капеллой "Original Dorseyland Orchestra" (в названии обыгрывается ассоциация с Original Dixieland Jass Band - первым значительным оркестром диксиленд-джаза). В 1953 Джимми Дорси распустил свой биг-бэнд и вновь объединился с братом, выступал у него в качестве солиста. Это партнерство длилось целых два года, вплоть до неожиданной смерти Томми. Джимми, который был уже весьма больным и даже перенес серьезную операцию, быстро сошел со сцены. Для всех, кто знал, что он болен раком, было ясно, что ему недолго осталось жить. "Он был безнадежен, - рассказывал Боб Эберли (вокалист и друг Джимми), - поэтому доктора даже позволяли ему пить столько, сколько он хотел. Его нельзя уже было спасти". 12 июня 1957 г., всего через полгода после смерти Томми, Джимми Дорси покинул нас. Так завершился весь тот прекрасный вклад, который два эти брата внесли в американскую музыку. С кончиной Джимми история этого оркестра не завершилась, он стал «мемориальным» бэндом. Новым его руководителем был впоследствии трубач Ли Кастл.
В историю джаза вошел прежде всего как бэндлидер, благодаря исключительной популярности в 30-е годы "Dorsey Brothers Orchestra" - одного из лучших «белых» биг-бэндов начала свинговой эры, а также как руководитель собственного оркестра, исполнявшего преимущественно коммерциализированную развлекательно-танцевальную музыку, но выгодно отличавшегося от других подобных оркестров высоким профессионализмом и первоклассным свингом. Наиболее удачные аранжировки для него написал Дон Редмен, для оркестра братьев Дорси - Флетчер Хендерсон. Ряд идей, связанных со стилистикой, структурой биг-бэнда, распределением ролей между инструментальными группами, соотношением коллективного и сольного исполнения, Дорси заимствовал у негритянских свинговых оркестров (особенно у Джимми Лансфорда), однако смог утвердить их на практике и придать им законченный и зрелый вид раньше многих других бэндлидеров. Внес, как и его брат, значительный вклад в подготовку расцвета классического свингового стиля в середине 30-х годов. Вместе с тем до конца 40-х сохранил привязанность и к традиционному джазу (сотрудничал с музыкантами чикагской и нью-йоркской школ диксиленда, создал собственный диксиленд-бэнд, эпизодически включал в репертуар биг-бэнда диксилендовые аранжировки, стремился к соединению стилевых элементов традиционного джаза и свинга). Кроме того, зарекомендовал себя как талантливый кларнетист и альт-саксофонист с самобытной манерой игры и блестящей исполнительской техникой (хотя и не был ярким импровизатором). Ему подражал в начале своего пути Лестер Янг. Сам же он на определенном этапе испытал влияние Бенни Гудмена (в связи с этим его называют порой в литературе о джазе «малым Гудменом»).
Джимми Дорси не имел напора, амбиции, уверенности и энергии своего младшего брата Томми. Возможно, он просидел бы в группе саксофонов оркестра под руководством Томми всю свою жизнь. Те, кто наблюдал его в 50-е г.г., когда они с братом опять воссоединились, признают, что никогда не видели его столь счастливым за долгие годы. Собственно, таким он и был по своей натуре. Он не являлся ни конкурентом, ни соперником другим лидерам, и сама эта идея "лидерства" его не прельщала. Но он должен был иметь работу - и он ее имел и выполнял прекрасно.
Предупреждаю на берегу: на залитом альбоме два последних трека - неродные. В исходном рипе они обрезанные были, а с моей точки зрения они представляют большой интерес. 12 трек - инструментальная композиция "Dusk in Upper Sandusky" - там замечательное соло на ударных Рэя МакКинли. Что до 11 трека, то "Amapola", наряду с "Tangerine" (видео именно с этой песней) и "Green Eyes", мало того, что являлись хитами оркестра, но и их решение было достаточно неординарным для того времени. Обычно вокальные номера начинались с вступления оркестра (как мы сейчас говорим "интро"), а уже потом подключались вокалисты. Звездной вокальной парой оркестра Джимми Дорси были Боб Эберли и Хелен О'Коннелл в конце 30-ых-начале 40-ых годов. Если Эберли был прекрасным певцом и мог, в определенном смысле, составить конкуренцию даже Синатре, то О'Коннелл была весьма обаятельной особой, но с достаточно скромными вокальными данными. Поэтому в их дуэтах Дорси использовал такой ход: Боб поет первый квадрат темы как балладу, затем темп ускоряется. Джимми с бэндом играет джазовый квадрат этой темы, а следом вступает Хелен опять в более медленном темпе, но вследствие своего ограниченного вокального диапазона, она не могла петь ноты, как они были написаны, и как Боб исполнял их в первом квадрате. Вместо этого она брала измененные и более легкие ноты, что производило больший эффект на обычных слушателей и вызывало у них восторг. Этот прием произвел сенсацию. Эберли рассказывал, что вначале руководители "Декки" были против, т.к. "люди поломают себе ноги, пытаясь танцевать под все эти изменения темпа". Но их переубедили для их же блага, ибо запись "Green Eyes" была продана в количестве 90 тыс. копий в течение первых же дней, тогда как 25 тыс. копий уже считалось бестселлером. Так что слушайте)
Последний раз редактировалось Эрис; 02.05.2013 в 08:23.