Жуан Жилберту (порт. João Gilberto, полное имя Жуан Жилберту Праду Перейра де Оливейра порт. João Gilberto Prado Pereira de Oliveira, родился 10 июня 1931, в Жуазейру, штат Баия, Бразилия) – известный бразильский певец и гитарист. Считается «отцом» босса-новы.
Вот так вот. А дальше снова отсебятина. Коль уже так сложилось, что темы о двух ключевых фигурах босса новы созданы мной, то уж сам Бог велел, созадть тему об падрино Жоао Жильберту. Муж Аструд Жильберту, соратник Антонио Карлоса Жобима, человек, который вместе со Стэном Гетцом, открыл босса нову сначала Штатам, а потом и всему миру. Замечательный гитарист, такой же красивый и ненавязчивый, как сама босса нова. Дальше будет копипаст с моими ремарками и сокращениями.
Первую гитару Жоао купила бабушка, когда ему было 14. Год интенсивной практики - и он становится лидером школьного ансамбля. В это время его, помимо современных бразильских поп-ритмов, вдохновляют и свинг Дюка Эллингтона, и Томми Дорси, и оперетта (Жанетта МакДональд). В 18 лет Жоао направился в Сальвадор, столицу своей родной провинции Байя, где короткие выступления в рамках "живого" радио шоу обратили на него внимание Антонио Мариа. В результате Жоао стал ведущим вокалистом популярной радиокоманды "Ребята с Луны" и оказался в Рио-де-Жанейро. В группе Жильберто, натура мечтательная, не продержался и года - слишком часто опаздывал на репетиции и выступления. После ухода из группы он вел полубродяжническую жизнь, не имея постоянного адреса и скитаясь по друзьям. Море апатии и очень много марихуаны. Перебивался случайными клубными выступлениями, при этом игнорируя клубы, посетители которых разговаривали во время выступления артистов.
Через почти 10 лет бесцельного существования Жоао подружился с певцом Луисом Теллесом, который уговорил его перебраться в Порто-Алегре, где взял под свою опеку. Жоао целиком сосредоточился на музыке и не только забыл о своем пристрастии к марихуане, но даже не пил ничего крепче фруктового сока. Манера, в которой он тогда пел, трудно поддается описанию. Вокал его включал много гортанных и носовых составляющих. Часто казалось, что Жильберто специально использует приемы, подходящие для чего угодно, только не для пения. Но все это переплавлялось в достаточно узнаваемый стиль. Нужно сказать, что даже такие знаментые крунеры, как Бинг Кросби и Перри Комо, пели гораздо тише и с гораздо меньшим вибрато. Все это плюс гитарный аккомпанемент, такое интенсивное синкопированное пощипывание струн, задавало веселый музыкальный тон. Так что ко времени записи первой пластинки ("Chega de Saudade", 1959) Жильберто был повсеместно известен как человек, сделавший босса-нову тем, что она собой представляет.
Верный форме, Жоао Жильберто избрал не самую проторенную дорогу, и после успешного выхода первого альбома, а также еще двух ("Amor, о Sorriso e a Flor", 1960, и "Joao Gilberto", 1961) он, оставив Бразилию, поселился в США, где жил до 1980 года. В это время он сделал ряд изумительных записей со Стэном Гетцем. Кроме того, записывал музыку с бразильским композитором Антонио Карлосом Жобимом. Вернувшись в Бразилию в начале 80-х, Жильберто работал, наверное, с каждым крупным представителем национальной поп-музыки - и с Жильберто Гилом, и с Каэтано Ваэлосом, и с Марией Бетиной, и с Галом Костой, и с Чико Буаркве. Выпустил совершенно взрывной альбом Brasil в 1981 году, котрый вводит нас в дух босса новы. Его записи никогда не продавались такими тиражами, как записи вышеперечисленных артистов, но все они чрезвычайно признательны Жоао Жильберто за то глубокое влияние, которое он оказал на их творчество. Верный своему загадочному и эксцентрическому имиджу, Жильберто ведет полузатворническую жизнь, твердо зная, что это именно он 40 лет назад решающим образом повлиял на развитие бразильской культуры, сделав босса нову своей музыкой, музыкой всей Бразилии и всего мира.
Не заливаю совершенно потрясающий альбом Desafinado (1958) , потому что он у меня в качестве 128 Но если найдутся любители босса новы, могу набросать еще ссылок на рапиду, качество вроде неплохое.
Последний раз редактировалось Эрис; 18.10.2011 в 10:15.
Альбом судя по всему культовый, потому что правктически все песни оттуда мне знакомы. Какие-то по работам с Жобимом, какие-то - со Стэном Гетцом, какие-то исполянл Хэрби Манн, да вообще кто только "Дэсафинадо" не играл