Music meets Art vol. 1
Что такое album art, кто его придумал и куда он развивается. Как оформить звуки в рисунок и какие художники работали и продолжают сотрудничать с музыкантами. Об этом и многом другом в нашей новой серии статей.
Говорят, что архитектура — это застывшая музыка. В этих трех словах такие разные направления искусства переплетаются и неразрывно связываются между собой. И так было спокон веков. Визуальная часть вступала в симбиоз со звуковой, текстовой и наоборот или все вместе и сразу представляли для зрителя, слушателя и читателя целый концептуальный проект.
Один из ярчайших примеров такого плодотворного сотрудничества направлений — это album art или же оформление обложек музыкальных альбомов. О нем и пойдет дальше речь и уже есть уверенность, что этот разговор не на один и не на два материала. Neformat.com.ua занялся исследованиями по теме и с этой статьи мы начнем рассказывать о взаимодействии рисунка и фотографии со звуком, а другими словами откроем рубрику Music Meets Art.
Как в любом приличном научном исследовании по истории или культурологии автор всегда сначала обращается к корням, чтобы понять суть изучаемого предмета, а также показать аудитории причины и цели явления. Итак, история оформления альбомов началась менее 100 лет назад, в 1938 году с художника из США Алекса Стейнвейса. Именно он придумал оформлять обложки пластинок тематическими рисунками. До его новаторства музыка продавалась в конвертах из обычной коричневой бумаги с какими-то надписями. Конверт нёс чисто техническую информацию, была своя эстетика оформления яблока, штампа и оттиска на обложке. Но, это уже отдельная, тонкая "нумизматическая" история.
По сути, художник сделал невероятный прорыв в коммерческой сфере и в сфере изобразительного искусства, так как создал отдельное концептуальное направление. В возрасте 21 года Алекс Стейнвейс уже был арт-директором Columbia Records. Его работы сейчас считаются иконами жанра. Да и не сложно себе представить, насколько визуализация классики и золотого века джаза способствовала распространению музыки среди населения. И все это было приправлено минипостерами в ярких тонах. Работы Алекса Стейнвейса (до сих пор не можем понять, почему он не Штайнвайс — ред.) видел каждый, кто видел музыкальные обложки: George Gershwin, Imperial orch under Rich. Rogers, Grieg 'Peer Gynt', Jazz 'From Then Till Now' и много-много других.
В 1940-х годах Columbia Records продолжила свои оформительские традиции и осталась не только создателем отдельного направления в искусстве, а и продолжила быть номером один в этом направлении. Эстафету, а вернее кисть, у Стейнвейса перехватил Джим Флора.
Именно он нарисовал обложки Луи Армстронгу и Джону Колтрейну, а также создал свой неповторимый художественный стиль, в котором проглядывается какая-то детская непосредственность, мультяшность, угловатость и африканская яркость. Художник также работал с лейблом RCA Victor. А там уже в 1950-е годы он приложил свой талант к немалому количеству альбомного арта.
Джим Флора оказал влияние на массу современных художников среди которых Питер Ганс Доктер — ведущий аниматор и режиссер Pixar Animation Studios и Джош Эгл, более известный как Shag.
Забегая на одно десятилетие вперед стоит сказать, что в 1952 году Джим Флора работал арт-директором в 'Park East' magazine, куда приносил публиковать свои первые иллюстрации тогда молодой еще Энди Уорхолл. Кто знает, возможно знаменитый банан у Velvet Underground на дебютном альбоме тоже был сделан не без влияния Джима Флоры, но об этом чуть-чуть позже.
C наступлением 1950-х годов в альбомном арте стали использовать все больше фото и делать акцент на изображение самого исполнителя, а не на изображение эмоций от музыки на бумаге.
Конкретных авторов того десятилетия цифровая Вселенная и история искусств не выделила, известно, что продолжал работать Джим Флора и его подчиненные, а также несколько работ, ставших эталонами, вышли на лейбле Capitol Records. Среди особо значимых выделяется пластинка Frank Sinatra 'In the Wee Small Hours', картинка которой отсылает к жанру нуар в его эталонном состоянии, а сам релиз является одним из первых концептуальных альбомов.
В 1950-е выходило много джаза и начался расцвет рокабилли. Именно в это десятилетие появились знаменитые обложки Charlie Parker, Dizzy Gillespie 'Bird & Diz', John Coltrane 'Blue Train', Miles Davis 'Birth of the Cool', Chuck Berry 'Chuck Berry Is on Top' b Elvis Presley 'Elvis Presley'. Последний, кстати, стал в последствии стал дизайн-болванкой для The Clash 'London Calling' и Tom Waits 'Rain Dogs'. Также был содран одним российским певцом под гитару на плоту, который не любит Rolling Stones.
Бум и резкое развитие жанра album art пришлось на 1960-е годы. Любой фанат эпохи «детей цветов» при упоминании оформух того периода рефлекторно крикнет слово 'Beatles' и будет прав на этот раз. Многие ценители того времени ставят на первое место всех времен и народов концепт и само оформление альбома группы 'Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band', который совместно создали художник Питер Блейк и фотограф Майкл Купер. Не обошлось и без Пола Маккартни, который вложил свои мысли в визуальное оформление альбома.
Вообще, у Битлов, что ни обложка, то шедевр, причем не только для того времени. Их album art до сих пор смотрится актуально, свежо и органично. Дело тут не в моде на брит-поп 20 лет назад или на инди сейчас, дело во времени, которое не щадит ничего, а обложки The Beatles продолжают становиться классикой для очередной нео-субкультуры. Как минимум еще три заслуживают внимания.
Альбомный арт к 'Revolver' рисовал группе художник Клаус Фоорманн, по совместительству еще участник группы Manfred Mann. Картинка для пластинки с четырьмя портретами участников Beatles была нарисована шариковой ручкой и за ними уже разместились коллажи с группой, которые снимали фотографы Роберт Фриман и Роберт Уитакер.
Далее по списку следует 'Yellow submarine' психоделический мультфильм, снятый режиссером Джорджем Даннингом, канадцем, переехавшим жить в Лондон. Про анимационное кино пусть рассказывают специальные статьи и википедия, а в случае с оформлением достаточно взглянуть на психоделические тона пластинки и сразу станет понятно, что к чему в этом саундтреке и куда кто поплывет на субмарине.
Нельзя не упомянуть об еще одном из самых-самых The Beatles альбомных артов, который был сделан не в виде рисунка, а в виде фото. Это предпоследняя работа коллектива — 'Abbey Road'. Наверное, практически все видели четырех участников группы, которые переходят дорогу на «зебре» гуськом в Лондоне.
Оформление для альбома делал фотограф Иэн Макмиллан. Тогда для съемок было выделено всего 10 минут, так как по этой улице шло оживленное движение. В последствии, эти 10 минут создали шедевр, который до сих пор цитируют, тиражируют, пародируют и считают одним из эталонов оформлений музыкальных альбомов.
Только не Битлами едиными, естественно, прославились 1960-е годы. И не только Туманным альбионом. По другую сторону Атлантики во всю уже штамповались шедевры. Причем в буквальном смысле, так как автор обложки 'The Velvet Underground & Nico' Энди Уорхолл в своих работах один из первых применил шелкографию или трафаретную печать. Обложка первого альбома пионеров альтернативной музыки представляет из себя банан на белом фоне с подписью художника и небольшой надписью 'Peel slowly and see'.
Знатно отличился в 1968 году Джими Хендрикс со своим 'Electric Ladyland', том самом с массой обнаженных барышень. Музыканту жутко не понравилась обложка, которую сделал фотограф Дэвид Монтгомери, так как изначально в планах у гитариста было попросить Линду Истман (будущую жену МакКартни) запечатлеть группу людей с детьми на фоне скульптуры Алисы в стране Чудес, что в Central Park города Нью-Йорка. Но, лейбл распорядился иначе, чем заслужил признание обложки порнографической со стороны некоторых звукозаписывающих дилеров. В Европе материал прокатил под патронатом компании Polydor.
В США 1967 года также отметилась своей обложкой с фото группа The Doors, которая в тот год выпустила альбом 'Strange Days'. Пластинку украшают уличные артисты с Манхэттена, только в тот день их оказалось так мало, что роль жонглера на фото исполнил ассистент фотографаф Джоеля Бродского, а изображал игру на трубе вообще случайный водитель такси за символическую плату в $5.
При описании 1960-х и богатства тех лет на яркие психоделические и флюоресцентные тона забывать про Pink Floyd является настоящей профанацией и преступлением против космоса с его роковой составляющей. В плане альбомного арта тогда они выпустили три интересных работы: A Saucerful of Secrets (1968), More (1969) и Ummagumma (1969). На первое оформление достаточно просто взглянуть, чтобы понять, насколько яркий опыт пережили все причастные к альбому.
Второй альбом 'More' стал первым LP саундтреком для группы и первым, сыгранным без главного путешественника по психоделическим мирам Сида Барретта. В его оформлении уже меньше тонов и больше концептуализма с символизмом.
И, пожалуй, самый странный релиз Pink Floyd 'Ummagumma', выпущенный в 1969 году заслуживает не меньшего внимания. В оформлении пластинки также использовалось фото, только с обращением в отражения и бесконечность. Большинство ценителей музыки многократно натыкалось на этот арт и погружалось во вселенскую задумчивость при его созерцании.
Конец десятилетия хиппи отлично завершили Led Zeppelin со своим одноименным дебютом, на котором изображен первый момент возгорания дирижабля Гинденбург. Это арт сыграл на руку музыкантам и сделал свой черно-белый PR на заре их карьеры. Во время концерта тогда еще малоизвестной группы в Дании родственница фон Цеппелина (создателя дирижабля) пригрозила, что добьется отмены концерта группы через суд. Тогда вместо Led Zeppelin музыкантам пришлось выступить на сцене в Копенгагене под названием The Nobs.
Еще одним ярким финалом 1960-х стал первый альбом King Crimson. Его визуальная составляющая с искаженным лицом в ярких красках отлично иллюстрирует завершение большой психоделической эпохи. И, возможно, даже взгляд в левую сторону на оформлении 'In the Court of the Crimson King' отображает весь ужас бэд-трипа, которых в ту пору случалось немало.
По словам Роберта Фриппа — это и есть тот самый Schizoid Man с песни о котором и начинается одна из самых влиятельных пластинок прогрессивного рока. Автором альбомного арта стал Барри Годбер, компьютерный программист (да, уже тогда), который умер от сердечного приступа в 24 года практически сразу после выхода альбома.
Первые три с небольшим десятилетия в album art начали только формироваться стили и создаваться какие-то правила жанра. К рисунку пришла фотография, коллажи, каллиграфия. В последующие десятилетия, даже годы, музыки стало еще больше, а потом еще и еще. Конечно, всему, что записывалось и выходило нужно было придать «товарный вид».
В 1970-е появился punk, потом industrial, далее hardcore и масса других ярких направлений. Впереди предстоит еще масса историй: про DIY, комиксы, маскотов, традиции в визуальных оформлениях разных стилей, тяжелых и не очень. Но, об этом дальше, в деталях и по полочкам. Music Meets Art только начал, а сколько всего еще впереди.
Продолжение следует…
В следующем выпуске стартуем с 1970-х и постепенно подбираемся к нашему времени. Впереди краткая история, разные направления, континенты, страны, авторы. Впереди целая палитра красок в сочетании со звуками и текстом, что из этого нарисуется — следите за Music Meets Art.
Материал подготовлен при поддержке:
RobustFellow Bandcamp Facebook VK Twitter
Ethereal Riffian Bandcamp Facebook VK
Все части материала тут:
https://www.neformat.com.ua/rubrika/music-meets-art