Sasha Proletarskiy - Irreversibly. Vol 1,2 (2018)

Концептуальное поэтическое полотно из 2 альбомов Александра Пролетарского под названием "Irreversibly" конечно же не могло быть не освещено минимум в 3 музыкальных СМИ, учитывая связи/вес автора как музыкального журналиста. Согласно задумке создателя, первая часть являет собой в значительно большей мере стихотворения, нежели музыкальные пассажи. Во второй уже все стихи положены на музыку Олега Каданова (Оркестр Че, Мантры Керуака, Линия Маннергейма) . Благодаря лояльной к бесплатным загрузкам политике исполнителя появилась возможность вдумчиво и многократно послушать альбом, с первых раз едва ли не влетевший в одно и вылетевший из иного уха.

 Итак, задумка обозреваемого сейчас релиза такова: Пролетарский созывает когорту преимущественно известных в той или иной мере "неформатных"» музыкантов, чтобы они декламировали его стихи в первой части, чаще а капелла, во второй - под музыкальный/шумовой аккомпанемент). Впрочем, в силу развития современных технологий, собирать их в одной студии, конечно же, не потребовалось.

С учётом количества композиций / исполнителей на достаточно короткой первой части сборника выделиться удаётся не всем. Допустим, Настя Швиденко (Esquizet) ласкает слух приятным тембром голоса. Но не успеете вы и моргнуть глазом, как Максим Ищенко (Small Depo) на втором из декламируемых стихотворений добьёт помпезным апломбом с надрывом (впрочем, нельзя сказать, что противоречащим тексту, а скорее даже соответствующим ему). Женя Тымчик (Septa, The Nietzsche) показывает голосом присущую личности жизненную силу и чувствуется ехидство некоторое, словно бы с издёвкой декламирует. Илья Черепко (Кассиопея, Петля Пристрастия) напротив, рассказывает несколько замогильно вполне в духе своих слегка готичных ПП, играющих пост-панк (его роль вокалиста в группе тоже выглядит неслучайной в контексте данной коллаборации). Антон Сыркин (Внутреннее Сгорание) прочтёт стих на манер переводчиков кино эпохи VHS, но скоро у Алексея Носенко (Pins, ПНД) в композиции "За полчаса до новой весны" впервые появится романтическая музыка, всего несколько нот. Напоминает этереал и неоклассику. Иван Козакевич (Sectorial) произносит свои слова уже весьма драматично. Вот и врывается в альбом Денис Дорофеев (МеgaMass, Radio Submarina), звучит его хрипловатый мужественный голос (наиболее громкий в пачке). Следующий шаг в стилевое разнообразие релиза сделал Игорь Зубко (5R6, Doomed City) в треке 7За полчаса до новой весны7. Стихи произносятся им под минималистичную и тревожную электронную музыку, переходящую в оголтелый нойз. Запомнилась и Мария Любичева (Барто) — самый тихий голос альбома в миксе, словно бы умирающий и очень слабый. А закрывает первый "том книги" Сергей Иванов aka applecrysis песней (речитатив можно ей счесть) "Молчу языком оккупанта". Впервые звучит отчётливый бит, музыка напоминает EBM с агрессивным электронным звучанием.

 Лирики стихотворений нельзя не коснуться — в подобном жанре она весит прилично и определяет ценность материала больше, чем в иных. Постоянно тем или другим способом проскальзывает военная тематика. Мрачные слова в рифму об ожидании солдат с линии фронта. Да и в целом довольно пасмурная, тем не менее вполне солидная и возможно даже актуальная современная поэзия на злобу дня.

Второй альбом, напротив насквозь пропитан музыкой и шумами. Слушается он с первого же раза весьма комфортно. Тут уже мелодии обволакивают, а общая картина обретает уверенность. Многие артисты, звучавшие несколько растерянно в первой части, погружаются в более привычную для себя среду, например, Илья Черепко (Кассиопея, Петля Пристрастия) в стихотворении "Каждую ночь". Впрочем, не без исключений. Допустим, второй стих в исполнении Тымчика "На землю это непривычно" под нойзовый бит звучит очень уж дёргано и нескладно. Зато голос Ищенко в "Тебя еще не спросили" совершенно не диссонирует. Магия? Мария Любичева (Барто) звучит гораздо мощнее. Новый (относительно первой части альбома) стих один. А некоторых из первой части (бросилось в уши отсутствие Дениса Дорофеева), наоборот недосчитались.

Вердикт… Стоило ли облекать поэтический жанр в аудиоформу споукен уорда? На первый взгляд, ответ напрашивается исходя из первой части релиза: скорее нет, нежели да. Серьёзные музыканты, преимущественно маститые профессионалы своего дела в большинстве своём звучат как покинувшие зону комфорта любители пробормотать строчки в диктофоны. Отсутствие выравнивания первой части альбома по громкости заставит слушателя регулировать её в процессе либо глохнуть на громких исполнителях/напряжённо ловить каждое слово тихих. Но не всё столь однозначно, и причина этому — второй "том" сочинений. Если задача первой главы была заинтересовать и хотелось пожелать работы над качеством, то "рэпак" Александра достиг цели, а в продолжении банкета провелась уже в большей степени музыкально выверенная работа со сведением, нежели сначала. 

Релиз крайне насыщенный, многообразный и даёт о чём посудачить на кухнях. Автора можно смело сравнить с режиссёром кинематографа по количеству артистов, привлечённых к созданию произведения и неизвестных переменных, находящихся не под его контролем. Иногда в творчестве трудно подавить личные амбиции в пользу подобного хаоса, но результат в значительной мере превосходит возможности отдельных людей, порождая синергию. Пожертвовать этим у артиста точно получилось, в какой мере вышеуказанный эффект сработал - открытый вопрос для обсуждений слушателями.

Думки, висловлені у рецензіях, передають погляди самих авторів і не обов'язково відображають позицію Neformat.com.ua

Sasha Proletarskiy в соцсетях:

https://www.facebook.com/profile.php?id=100001938046186
https://sashaproletarskiy.bandcamp.com

Neformat.com.ua ©

Vol 1

1. Сергей Жадан - Орлы улетают на ощупь. 00:52
2. Никита Юдин (Way Station) - На полусогнутых. 00:41
3. Настя Швиденко ( Esquizet) - Они спят на земле. 01:06
4. Настя Швиденко (Esquizet) - Навстречу идет коллектив детей. 00:45
5. Саша Чемеров (Димна Суміш, The Gitas) - На вес. 00:38
6. Саша Чемеров (Димна Суміш, The Gitas) - Этот дождь просто стуком зовется. 00:37
7. Саша Чемеров (Димна Суміш, The Gitas) - Не зная измены. 00:26
8. Максим Ищенко (Small Depo) - Этот дождь просто стуком зовется. 00:40
9. Максим Ищенко (Small Depo) - Тебя еще не спросили. 00:32
10. Женя Тымчик (Septa, The Nietzsche) - Что не догорит, то дотлеет. 00:23
11. Женя Тымчик (Septa, The Nietzsche) - На землю это непривычно. 00:25
12. Женя Тымчик (Septa, The Nietzsche) - Смерть это тоже флешмоб. 00:33
13. Илья Черепко (Кассиопея, Петля Пристрастия) - Каждую ночь. 00:45
14. Илья Черепко (Кассиопея, Петля Пристрастия) - Смерть это тоже флешмоб. 00:54
15. Антон Сыркин (Внутреннее Сгорание). - Город-фантом будет выть на удачу. 00:25
16. Алексей Носенко (Pins, ПНД) - Небо как кофе. 00:13
17. Алексей Носенко (Pins, ПНД) - За полчаса до новой весны. 00:37
18. Иван Козакевич (Sectorial) - По кривому пути. 00:46
19. Иван Козакевич (Sectorial) - Среди шепота липких улиц. 00:39
20. Денис Дорофеев (МеgaMass, Radio Submarina) - По кривому пути лунной походкой. 00:36
21. Денис Дорофеев (МеgaMass, Radio Submarina) - Это новый лонгплей на вечер. 00:34
22. Sasha Boole - Среди шепота липких улиц. 00:34
23. Игорь Зубко (5R6) - За полчаса до новой весны. 00:57
24. Мария Любичева (Барто) - Эта ночь тратит тебя сполна. 00:47
25. Мария Любичева (Барто) - Здесь никого не жалко. 00:35
26. Сергей Иванов aka applecrysis - Молчу языком оккупанта (Без пауз). 02:14

Vol 2

1. Необратимо. 18:17