Зимняя месса: подношения богам украинского андеграунда

25 января в Киеве прошел седьмой ежегодный фестиваль украинских stoner / psychedelic / doom / sludge / progressive / experimental коллективов – Winter Mass VII. Рассказываем, как это было.

Я всегда считала себя поклонницей западных рок-групп по той простой причине, что повезло мне расти на их творчестве. Такая ситуация и моя точка зрения существовали довольно долгое время, пока я, сперва осторожно, как новичок-исследователь, а потом смело и глубоко, не стала погружаться в отечественную альтернативу. В этом январе мне повезло побывать на седьмом по счету фестивале андеграундной музыки "Винтер Масс" (Winter Mass VII), организованном Игорем Сидоренко (Stoned Jesus) и лейблом "ІншаМузика" в столичном клубе MonteRay. 

Вначале стоит сказать, что "Месса" – без всяких сомнений – один из наиболее значительных фестивалей такой разноплановой андеграундной направленности на территории нашей страны. Существует целый ряд фестивалей с – за редким исключением – таким уж форматным лайн-апом, что, стоя на открытой летней площадке, можно своими глазами увидеть, как помет пролетающих над твоей головой голубей превращается прямо налету в ванильно-клубничное мороженое. Если вы, как и я, переживаете, как бы не увидеть на сцене каких-нибудь, прости господи, "антител" или "латекс-клонов" – можете не переживать, "Месса" вовсе не об этом. На "Winter Mass" есть все, что вы любите: бескомпромиссность, мяско, дерзость, экспрессия, гитарное колдовство и щепотка романтики – разочарованными вы не уйдете. Ну, разве тем, что фестиваль длится всего-то один день и его так мало. Как бы ни было, жанровая направленность "Мессы" – progressive/stoner/doom/sludge – первая причина, по которой мы безудержно рады, что этот фест существует и должен существовать и дальше.

Вне всяких сомнений – и это уже второй козырь Winter Mass – для групп, которые только начали свой путь, фестиваль – блестящая возможность заявить о себе (проанонсировав, например, выход пластинки если он запланирован), а для слушателей, в свою очередь, – открыть для себя новые группы, убедившись, что с разнообразием андеграундной музыки у нас все в порядке и удивляться есть чему. Для тех же команд, которые уже некоторое время на плаву, зимний фест – повод напомнить о себе.

Перейдем к лайн-апу. Открывала "зимнюю мессу" тернопольская команда Dreadnought in the Pond. На счету коллектива уже несколько релизов, но лишь один из них полноформатный. Странно, что команда, которая состоит всего-навсего из трех участников, и которая создала просто-таки психоделик-нойз сюиту без оркестра, поглотившую слушателей самого начала феста так, будто ничего другого в мире на эти полчаса не существовало, – странно, что такая команда, выпустила так мало релизов и с такими большими перерывами. Хотя нет, не странно. Снобы скажут, что в Украине нишевая музыка никому не нужна, те же снобы отказываются от идеи стать рок-звездами, – потому что это на самом деле не так романтично, как в Америке шестидесятых, а холодно, голодно и неприбыльно. Те, кто все еще хотят что-то сделать, делают это самостоятельно. И, как сказали ребята из Dreadnought в интервью одному из ресурсов, они "привыкли обходиться самостоятельно".

Фото kirai gigs

Мои меланхоличные размышления о состоянии нашей альтернативной сцены прервала группа ZFeelZ. Чтобы, впрочем, только усилить меланхолию, которая, однако, была уже другого сорта. ZFeelZ, как многие уже знают, – это прошлогодние киевские дебютанты, победившие в конкурсе школьных групп "School Bands Battle". Хотя юный возраст участников группы, безусловно, сказывается на манере общения с публикой – не хватает уверенности и опыта, – но чувствуется харизма: звучат меланхолично, пронзительно, немного вызывающе и лирически одновременно. Это была единственная на "Мессе" группа, под которую можно было танцевать. 

Фото kirai gigs

Так же дерзко звучали киевские инди-рокеры Yah, вышедшие на сцену вслед за ZFeelZ. Yah могли бы стать идеальным саундтреком для подростковой меланхолии, это как раз та группа, которую приятно слушать под весенний или осенний неутихающий дождь в суетном городе. Приятно слушать, но сложно запомнить. И, тем не менее, поклонников под сценой собралось достаточно.

Фото kirai gigs

Doomed City с самого начала выступления ошеломили своей "поэзией простых вещей" ("Poetry of Simple Things" – такое название носит дебютник группы). Doomed City вышли из формации 5R6, изменив вместе с тем и саунд в сторону проще, впрочем, и агрессивнее звучащей альтернативы. Классифицировать стиль всегда сложно, да и зачем делать это, если нравится услышанное – и это важнее? К тому же, не сейчас, не в 2020м заниматься подобным, когда жанры слились настолько, что, с одной стороны, не поймешь, проклятие это или благо, а с другой – такая стилистическая размытость дает больше возможностей исполнителям, которые всегда рады вылезти за какие-то там рамки. Название Doomed City ("град обреченный") вполне гармонирует с саундом – звучало все пасмурно, агрессивно и так, будто живем в последний раз.

Фото kirai gigs

Приехать в столицу из Харькова, чтобы послушать команду из Харькова? Почему бы и нет. Это я о La  Horsa  Bianca. Играют они так, будто за окном стоят Британия, прог-рок и семидесятые. Одежда, инструменты (флейта, синты и несколько разновидностей электроорганов) и шаманские пританцовывания клавишницы Ольги Ксендзовской, разумеется, не могли не вызвать ассоциаций с Jethro Tull и британской прог-сценой периода ее расцвета. К слову, Ольга, кроме мастерской игры на клавишных, поет и играет в театре. У La Horsa на счету уже два релиза, впрочем, играли, в основном из последнего альбома "Oneiric Numeric". Предпочтительнее для La Horsa исполнять инструментальную музыку, – как сами говорят, чтобы не ограничивать свое самовыражение, – но две вокальные композиции мы все же услышали.

 

Фото Androsova

Somali Yacht Club – как ни крути, изюминка феста. Очевидно было, что едва ли не все пришли именно на них: под конец вечера яблоку было негде упасть, под сценой творилось нечто безумное. Всего трое (!) парней на сцене просто взорвали зал своими медленными, пульсирующими ритмами, плотными и "мясными" риффами. Мы услышали и уже знакомые "Loom", "84 Days", "Vero" из предыдущих релизов, и новой песней львовяне нас тоже порадовали. На бис вышли с "Better Keep Falling". Тут добавить нечего, кроме того, что "Сомалийцы" стали просто идеальным – воистину мощным –завершением "Мессы".

Фото kirai gigs

Поскольку этот фестиваль является площадкой для андеграундной музыки, которая у нас не перерастает рамки нишевой, я бы хотела поговорить об этом грустном для украинских исполнителей слове "ниша". У нас так называемые нишевые группы существуют на свои средства и играют в основном в небольших клубах для горстки фанатов. Эта ситуация разительно отличается от того, что видим на американской и европейской сценах – где есть и чарты, и ротации, и премии. В конце концов, Зал рок-славы у них тоже есть (правда, Madonna и ABBA попали туда раньше Nirvana, но это уже другая история). Мы же по сей день "лупаєм сю скалу", и максимум, что пока имеем – несколько десятков лейблов и организуемые кучкой смельчаков тематические фестивали, не всем из которых удается остаться на плаву. Тут бы еще вспомнить Аманду Палмер (The Dresden Dolls), в свое время сделавшую кое-что совсем недопустимое с точки зрения музыкальной индустрии и лейблов, но крайне спасительное для артиста. Аманда выпустила пластинку за счет донатов от фанов (т.н. краудфандинг). Впрочем, у нас опять-таки, по сравнению с Европой и Америкой разные представления о том, сколько вкладывать в культурный досуг и сколько мы можем позволить себе потратить, скажем, на мерч. За редким исключением, хрупкие ростки нашего андеграунда, которые молятся на "Napalm", не всегда могут выстоять в шторм, и поэтому у нас контркультурная музыка насквозь пропитана этакой меланхолией. 

Что тебя не убивает – делает тебя страннее, как сказал классик, но не вечно же щеголять собственными странностями перед почти невидимыми фанами в полупустых клубах и на Bandcamp-е. С другой стороны, – надо ли андеграунду выходить за пределы андеграунда, и кто же будет играть андеграунд, если андеграунд закончится? Как, создав коммерчески успешный продукт, при этом не расстаться с самобытной контркультурной романтикой, чтобы у нас продолжали существовать группы вроде White Ward, H.Soror, Krobak, харьковских City of Me, SOOM (уже почивших в бозе), Chainsaw Jack и прочих? Так или иначе, хотелось бы, чтобы андеграундные фестивали и все то, что может вывести украинскую музыку на достойный для нее уровень, продолжало существовать и в дальнейшем. Поэтому хвала богам, или кто там смотрит на нас сверху (из андеграунда?) за то, что зимняя "Месса" у нас еще есть.  

Обложка — kirai gigs

Neformat.com.ua ©