Разрушая рамки: аутентичность и экстремальная музыка

Андрей Печаткин, известный как участник группы Signals Feed The Void, чью музыку точно не назовешь заурядной, дебютировал на нашем сайте в качестве автора статьи об экспериментальной сцене Новой Каховки. Сейчас же Андрей сделал подборку коллективов, музыка которых часто не является легкой для восприятия, но именно тем и поражает. Конечно, это несколько субъективный подход, но мы не имеем повода сомневаться в хорошем вкусе автора, поэтому воспринимайте этот материал не как ТОП, или рейтинг, а скорее как возможность вспомнить ли открыть для себя на самом деле сложных, но и интересных, представителей украинского андеграунда.

***

Если посмотреть на отечественную тяжелую музыку, то можно найти множество хороших групп, но есть одно "но". Когда я слушаю что-то вроде нью-вейва, то хочу слышать приятные гармонии и мелодии, которые структурированы в песенную форму. Когда ищу тяжелые андеграундные коллективы, хочу услышать что-то необычное и девиантное: почувствовать протест против засилья клише и стандартов.

К сожалению, многие из отечественных музыкантов, создавая свою музыку, руководствуются тем, чтобы завоевать расположение рядового слушателя — приходится идти на компромиссы. В лучшем случае, деятели андеграундной культуры пытаются отождествлять свое творчество с отдельными зарубежными группами через собственную любовь к этим самым группам. В результате мы имеем несколько десятков отечественных аналогов более или менее известных зарубежных коллективов. Но какие действительно самобытные тяжелые группы существуют или существовали на территории Украины?

Далее поговорим о коллективах, которые не получили большой популярности, но создали шедевральные альбомы; о музыкантах, которые не боялись делать что-то новое, разрушая, а не следуя существующие рамкам. 

Хвилини Тисячі Мільйонів

Одноименный релиз этого коллектива увидел свет в далеком 2003 году. Наиболее удачный термин, характеризующий стиль двух дебютных песен ХТС - это ню-метал, но более тяжелый и злой, чем было принято играть и слушать. Уже тогда можно было почувствовать желание музыкантов создать что-то уникальное.

Проходит всего год, и Хвилини Тисячі Мільйонів делают безумный прыжок в EP "Жада Поглине". Звучание четырех песен релиза углубляется в экспериментальные территории и полностью теряет ню-метал-составляющую. Вместо этого мы можем услышать что-то вроде Eleventh He Reaches London периода "The Good Fight for Harmony" за год до выхода в более грубой форме. Экспериментал, блэк, хардкор, инди, нойз и сладж — вот теги, которыми музыканты характеризовали свое творчество. И действительно, элементы всех этих жанров можно услышать в четырех песнях релиза.

Отдельного внимания заслуживают тексты песен ХТС. Не поленитесь зайти на бендкемп и почитать.

Но на этом эксперименты коллектива не заканчиваются. Свирель, что появляется в последней песне вышеупомянутого EP, становится лейтмотивом альбома "Глибини Над І Я", который увидел свет в 2005 году. Эклектика, присущая второму релизу, раскрывается еще ярче: музыка становится более злой, холодной и отчаянной, свирель добавляет фолковой атмосферы и какой-то шаткой надежды на лучшее, но ни одна из песен ничего хорошего не сулит.

Я бы мог еще долго писать об этом, безусловно, недооцененном и почти забытом современниками коллективе, но лучше послушайте все сами. Хвилини Тисячі Мільйонів — это действительно девиантная музыка, которую создавали наперекор всему.

Gravitsapa

Gravitsapa — еще один коллектив, который начал с ню-металла и прошел очень тернистый путь. В 2009 году группа выпустила свой демо-альбом "Вільне радіо Альбемута", в который вошли 4 песни. Стилистически это был мат-рок, который бы играл Сергей Курехин: быстрая и атональная музыка, в которой периодически появляются джазовые гармонии, перемешивается с элементами прогрессивного рока 70-х. Любители канонического мат-рока скажут, что это не мат-рок, ценители прогрессива вышеупомянутой эпохи тоже вряд ли оценят релиз, а джазмены вообще не станут это слушать. Но, если кто-то захочет расширить кругозор и выйти из зоны музыкального комфорта, то "Свободное радио Альбемута" — это идеальный повод для этого.

Отдельно следует отметить и клип на песню "Рыба", вышедший несколько лет спустя. 

"Вільне радіо Альбемута" был издан под названием "Free Radio Taxipod" на лейблах HYSM? и Damage Limitation Records вместе со вторым релизом группы Гравіцапа "Vulgata" в 2013 году. Новая работа была готова раньше, но ждала своего часа из-за сложностей с лейблами. Мало кто решался выдать такой смелый релиз. Но в конце концов это произошло.

Звучание "Vulgata" стало более эклектичным, разнообразным и трудным благодаря сложным ритмическим решениям и необычными для первого релиза структурами песен. Также, на втором релизе можно услышать медитативно-гипнотические части, которые гармонично вписываются в структурированный хаос прогрессивно-мат-роковых гитарных партий.

Но экспериментальный градус первых двух релизов оказался маловатым. Поэтому лидер коллектива Саша Жабокрицкий решает переосмыслить свое раннее творчество, результатом чего становится альбом "Demo - 2". По сути, это некий аналог "Pain Remixes The Known" от Ephel Duath: музыкант создает новый альбом, переделывая уже существующие записи. Стилистически же, "Demo - 2" — это пост-индастриал, но на основе того же мат-рока и прогрессива, который можно услышать на первых двух мини-альбомах группы Гравіцапа

Далее же с группой происходит еще одна трансформация: коллектив переходит в состояние перформативно-импровизационного. Происходит переосмысление академического авангарда и сочетание его с ноу-вейв, индастриалом и другими жанрами. Послушайте, что из этого вышло:

Starchitect

В начале этого десятилетия в украинском андеграунде был популярен пост-метал. Что осталось от него сегодня? Почти ничего кроме Zoanthropy и Nug. Что интересного было тогда? С десяток достаточно самобытных коллективов, среди которых выделялся один. В то время как все группы пытались играть мелодичную музыку, используя при этом преимущественно стандартные клише, Starchitect пренебрегали "приятными" аккордами и хуковыми мелодиями. Коллектив играл сырой и диссонантный пост-метал с более сложными структурами песен, чем у коллег по сцене. Вы можете послушать дебютный альбом "No" (2011), чтобы убедиться в этом.

Волна пост-металла очень быстро спала, и группа исчезла с радаров почти на половину десятилетия, но, после пятилетней паузы, напомнила о себе сразу двумя альбомами: "Results" (2016) и "Shift" (2016). Оба релиза шедевральны. Во-первых, это самая сложная музыка, которую породил отечественный андеграунд: длинные песни со сложными структурами, постоянные изменения размеров и темпов, абсолютно нетипичные ритмические решения — такого точно никто не решался делать. Во-вторых, музыка остается достаточно мелодичной в отличие от той же Гравіцапи: новые песни Starchitect можно даже напевать (но не всегда). Итак, коллектив выдерживает четкий баланс между мелодичностью и сложностью, что достаточно редко встречается даже в международной практике. Это все еще пост-метал, но уже совсем другого сорта.

Raw Grip

Еще один уникальный представитель тяжелой отечественной музыки — это Raw Grip. Бас, барабаны и вокал — вот и все инструменты в арсенале коллектива, но минимализм в составе побуждает каждого из участников раскрываться на все сто процентов.

Что же касается стиля Raw Grip, то это мат-панк — смесь мат-рока, пост-хардкора, панка и скримо. На счету коллектива только один альбом "Imitation" (2017), быстрая и ломаная музыка которого изобилует интенсивным вокалом, что поддерживает напряженную атмосферу от первой до последней секунды. Релиз слушается на одном дыхании, и это не потому, что средняя продолжительность песен не превышает полторы минуты, а исключительно благодаря его высокой культурной ценности. 

Sectorial

В Украине существует достаточно сильная блэк-метал сцена, представители которой известны далеко за пределами страны, но наиболее интересный и недооцененный коллектив — это Sectorial со своим последним альбомом. "Vyr" — это сложное сочетание блэка, дэза и этнической музыки. На первый взгляд кажется, что это довольно частая комбинация, но Sectorial сделали невозможное: переосмыслили существующую схему таким образом, что их последний альбом вышел из существующих рамок. Музыканты не только успешно локализовали популярную комбинацию паттернов, благодаря элементам украинского фольклора и русскоязычным текстам, но и доказали все до экстремума благодаря сверхвысоким скоростям. В результате имеем очень грубый, но, вместе с тем, мелодичный альбом, который полон любви к природе и окружающему миру.

Злам

Вокруг студии Revet Sound — можно пошутить о ню-метал и уже в третий раз вспомнить этот жанр — давно образовалась целая тусовка, достойна отдельного материала, но речь сейчас не о ней. Зато, хочется сказать пару слов об одном из ее представителей — группе Злам.

Начав свое формирование еще в 2007 году, семь лет спустя коллектив выдал на-гора эпохальный альбом "Бачив, Як Вдихають Горе". Стилистически — это прогрессивный металл, в котором можно услышать кучу элементов от маткора до пост-дэт-метала. Все это многообразие объединено настолько гармонично, что при прослушивании не возникает никаких сомнений в гениальности работы.

Важной составляющей творчества являются, также, тексты на украинском (достаточно редкое явление в подобной музыке), полны откровенных переживаний и откровений. "Бачив, Як Вдихають Горе" — очень сложная и масштабная работа, которая заслуживает большего.

К сожалению, плата за создание самобытной тяжелой музыки — забвение. Но очень круто, что есть люди, которых это не пугает. Несмотря ни на какие обстоятельства, они продолжают создавать музыку такой, какой ее видят, а не такой, какой ее хочет видеть рядовой потребитель.

На обложке — кадр из клипа Гравіцапи

Neformat.com.ua ©