Lutomysl: Каждый свой альбом я воспринимаю как последний
В преддверии Нового Года black metal проект Lutomysl порадовал поклонников выходом нового долгожданного альбома "Ecce Homo". У нашего портала появилась уникальная возможность пообщаться с Павлом Шишковским и разузнать подробности.
- Предпоследним вашим релизом является кавер на украинскую народную песню "Пливе кача по Тисині...", которая стала неофициальным реквиемом по погибшим на Майдане в 2014-м году, а новый альбом полностью украиноязычный. События в истории страны заставили вас пересмотреть мизантропично-нигилистические взгляды? Расскажите, пожалуйста, что изменилось в вашем мировоззрении и проекте за этот период?
- У меня никогда не было "нигилистических взглядов". Мизантропия — да, и сейчас в определённой степени, но скорее, как неприятие определённых черт человека, чем вида в целом, что, как правило, декларируется сценой.
"Превозмогая Вавилон" был исчерпывающей картиной моего мировоззрения за 2012—2016 гг. Black Metal всегда требует большего, чем просто риффы, поэтому я также не видел смысла и продолжать играть, прервавшись лишь в 2014 на вышеупомянутую интерпретацию "Пливе кача…" — не каждый день мимо тебя проносят тела людей, променявших диван на своё понимание свободы. Но я не могу сказать, что, в связи с этим, во мне произошли какие-то разительные изменения. Те, для кого моё восприятие Майдана, как подвига, стало сюрпризом, либо не понимали происшедшего, либо меня.
- Ваш новый альбом получил название "Ecce Homo" и стал первым альбомом, в лирике которого восхваляются человеческие добродетели, а не только осуждаются слабости. Расскажите, пожалуйста, о нем немного подробнее: концепции, названии, обложке и процессе записи и сведения
- "Ecce Homo" — это смещение фокуса с архетипа — к индивиду, с идеала — к стремящемуся, с цели путешествия — к герою. В этом и есть основное отличие от предыдущих двух альбомов, где речь шла об общих концепциях. Я долго думал над правильными словами, определяющими идею — рабочее название альбома было просто: "Людина", но "Ecce Homo", безусловно, точнее. "Се человек" — изначально слова Понтия Пилата о представшем перед толпой Иисусе. Так же называет свою последнюю книгу Фридрих Ницше, объясняя себя и своё наследие. Так назвал альбом и я, отстраняясь от повсеместных "лордов", "магов" и "анхъюманов". Он не о битве с Сауроном или бородатым дедом на облаке — он о ежедневной борьбе с собой. Каждый, кто заинтересуется словами песен, вероятно, найдёт для себя что-то близкое.
Обложку выполнил Эдуард Новиков, талантливый художник из Харькова. Его удивительный в наших реалиях профессионализм позволил в полной мере отразить моё сегодняшнее видение пути человека, его цели и угроз.
Во второй раз за историю проекта запись происходила в харьковской Viter studio (в 2007 году там записывался"De Profundis"). Благодаря длительным репетициям, уже привычно нам хватило нескольких дней. Непривычным стало то, что впервые сведение я решил передать другой студии, которой стала польская Satanic Audio. Около двух месяцев длился поиск правильного звука и, когда я уже стал сомневаться в правильности принятого решения, они неожиданно выдали кардинально новый результат, который превосходил все предыдущие попытки. На нём и остановились. Сейчас я доволен.
- Планируете ли развивать данную концепцию в будущем?
- Все мои альбомы, так или иначе, затрагивают тему пути человека, его ориентиров, угроз и целей. Если это считать концепцией, то, вероятно, да. Но каждый новый альбом я неизменно воспринимаю, как последний, поэтому сложно ответить с уверенностью.
- Релиз был записан на уже легендарной VITER Studio в Харькове. Означает ли это возможность участия в записи сессионных музыкантов из других групп? Кстати, кто в этот раз записывал барабаны для альбома?
- Только на уровне советов на определённых этапах. В частности, во время записи бас-гитары, на которой я играю ещё хуже, чем на обычной. Барабаны, уже традиционно, — Юрий Синицкий.
- "Ecce Homo" и переиздание ремастера Трилогии ("De Profundis" , "Decadence", "Catharsis") вышли на французском лейбле Drakkar Productions. Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве с ним. Можно ли считать, что Вы окончательно определились с выпускающим лейблом, на данный момент?
- В 2010 году, когда я искал издателя для одноимённого альбома, Drakkar был одним из немногочисленных лейблов, кому я отправил несколько песен в качестве промо. Оно не произвело впечатления на Noktu, владельца лейбла, но уже после релиза на Nihilward, внимательно послушав альбом, он выразил сожаление об упущенной возможности и надежду на дальнейшее сотрудничество, что привело к продолжению переговоров много лет спустя, в 2017.
Drakkar выпустил всё, перечисленное вами, а сохранит ли он интерес после релиза, зависит от продаж. Сохраню ли интерес я, зависит от соблюдения договорённостей. Пока всё хорошо.
- Одной из отличительных черт Lutomysl является красиво написанная и содержательно доступная лирика. В процессе написания песен она занимает перво- или второочередное место? Откуда черпаете вдохновение во время ее написания?
- Благодарю. С 2010 года я пишу сначала музыку, а потом слова. Ранее случалось и наоборот, но сейчас каждый текст создаётся к уже завершённой композиции.
Конкретного источника нет — это и события, и размышления, и книги, и музыка, и картины... Тексты каждого альбома можно охарактеризовать, как некий срез мыслей и эмоций за определённое время, явно или косвенно объединённые одной идеей. Рождение этой идеи и становится отправной точкой работы над новым альбомом.
- Благодаря большой работоспособности Вы только в нулевых выпустили 7 атмосферных качественных альбомов, закрепив за собой статус одного из ярчайших BM-проектов в Украине. Тот период можно назвать "золотым" для жанра: что ни группа или альбом - шедевр мирового уровня. Как считаете, в каком состоянии наша сцена находится сейчас? Какие новообразования и релизы на просторах нашей страны для себя выделили в последнее время?
- Я не думаю, что в Украине существует "сцена" в её изначальном понимании. Разве что Харьков попадает под это определение. Но, с другой стороны, я почти ничего не знаю о новых коллективах. Те старые, что активны, сильны, как и прежде. Последние альбомы Drudkh и Nokturnal Mortum — великолепны.
- В последнее время соцсети проекта заметно "оживились". Это вынужденная мера в связи с выходом альбома или Вы стали проще относиться коммуникациям?
- В связи с новыми релизами есть о чём писать. 90% новостей сцены — это анонсы концертов и мерча, в этой области мне нечем похвастаться.
- Общаетесь с кем-то из музыкантов сейчас?
- С Drudkh и иногда пишет Varagian из До Скону.
- Какие музыкальные проекты считаете идеологически схожими с Lutomysl?
- Само понятие "идеологии" вряд ли уместно в контексте Лютомысла. Определённый набор смыслов кочует из альбома в альбом, но также постоянны и изменения — нет какой-то упорядоченной системы идей, которую я бы неизменно коммуницировал.
- Рассматриваете или, возможно, рассматривали участие гостей в записи альбомов? Сплиты, возможно?
- Не рассматривал, так как не видел, кто и чем может дополнить тот или иной альбом. Сплит хотел однажды, но предполагаемый участник отказался. Позже он предлагал совместный проект, но отказался уже я.
- Какую музыку слушаете сейчас чаще всего? Дмитрий из уже почившего Kladovest признавался, что метал-музыку уже особо не воспринимает, что, в прочем, не помешало его проекту стать довольно знаковым в Украине.
- Black Metal остаётся наиболее близким стилем, но, в целом, спектр прослушиваемого невероятно широк: от Brutal Death Metal до электроники. Последние несколько недель в наушниках чаще всего звучали три альбома Metallica, которую ранее практически не слышал. Позавчера пошёл снег и их сменили Immortal, Darkthrone и Bathory.
- Как относитесь к физическим носителям? Слушаете ли сами и если да, то какие? Могли ли себе представить, что в 2018-м году будет такой спрос на винилы и кассеты?
- 90% музыки я слушаю в Apple Music, но при любой возможности стараюсь поставить винил. Это идеальный формат для меня в плане звука и эстетики.
Нет, не мог. Возрождение пластинок, их доступность и выбор меня невероятно радует. Внимание к кассетам отказываюсь понимать. Не вижу в них ни единой ценности: звук, оформление, форма — всё уступает и винилу, и дискам. Возможно, сейчас для кого-то это будоражащий воображение артефакт из прошлого, но в 90-х меня они настолько утомили, что ничего, кроме мимолётной ностальгии, я в отношении кассет не испытываю.
- Подумывали о создании сайд-проекта или вся концентрация уходит в Lutomysl?
- Только на уровне абстрактных идей, так как даже на Лютомысл нет необходимого времени в том объёме, которого хотелось бы.
- Есть ли личности, поступки или слова которых повлияли на вас? Ученые, философы, деятели культуры, возможно?
- Если говорить о недавнем времени, то это Джордан Питерсон. Его книга и цикл лекций "Maps of meaning" приостановили мой возрастающий скепсис по отношению к значению мифологии и религии, заставив заново пересмотреть старые смыслы и приоткрыв новые. Рад, что мне повезло узнать о нём на заре популярности. Думаю, вскоре, после выхода в Украине его второй книги "12 Rules for Life", это имя будет звучать здесь из каждого утюга, как сейчас это происходит на Западе, и упоминание в Black Metal среде станет моветоном, но пока можно.
- Какой литературой сейчас увлекаетесь?
- В основном, это научпоп, психология и история. На художественную литературу времени не хватает; из того, что удалось прочесть могу выделить "Blindsight" Питера Уоттса.
- Какие человеческие качества считаете самым низким и самым благородным?
- Низким, вероятно, склонность к предательству. Ценю честность, не люблю тратить время на тех, кто обманывает себя и других.
- Был ли Lutomysl когда-то близок к полному прекращению своей деятельности и если да, то насколько?
- Да, сейчас, например. Как и после издания каждого нового альбома. В процессе создания я стараюсь выкладываться полностью и после не вижу смысла в продолжении. Опыт подсказывает, что это длится лишь некоторое время, но я замечаю, что эти периоды всё длиннее и длиннее, и уже очевидно, что рано или поздно один из них не закончится.
- Не могу не задать вопрос, который вам, пожалуй, задают, чаще всего: в 2019-м году Hate Forest дадут единственное выступление на фестивале Nove Kolo. Есть ли хоть маленькая надежда, что Вы однажды соберете команду и сыграете живьем?
- Лучше не надеяться, так как вероятность не дождаться — практически стопроцентная.
- Посещаете ли сами какие-то выступления, фестивали? Если да, то какие оставили самый большой отпечаток в вашей памяти?
- Да, довольно много. Из Black Metal — это Marduk в Киеве в 2007 году. Людей было минимум, что, очевидно, плохо для группы, но, оказалось, хорошо для меня, так как концерт прошёл в практически камерной обстановке и удалось в полной мере прочувствовать силу живого выступления банды, которая многократно умножилась с появлением Mortuus’а в составе.
Из остальной музыки — Sigur Ros на фестивале Sacrum Profanum в Кракове в 2012.
- Как считаете, стоит ли человечеству надеяться на светлое будущее или оно уже давно предрешено, как в большинстве ваших песен?
- Я не уверен, что большинство моих песен об этом, но не стану оспаривать ваше восприятие.
Смотря, какую картину будущего вы определяете, как "светлую". Если придерживаетесь концепции, что человечество находится в состоянии прогресса и вам дороги его плоды, такие как развитие демократий, материальное благополучие, технологические новшества и т.п., то все предпосылки к продолжению движения в этом направлении есть. Если же вам близка "апокалиптическая" точка зрения — мы неизбежно катимся в пропасть и в пещерах, а то и в океане, было лучше, то события последних нескольких лет показывают, что здесь также есть все шансы на успех. В целом, стоит меньше надеяться, а выбрать вектор и действовать в меру возможностей в заданном направлении.
- Спасибо за интервью!
- Спасибо за вопросы.
Lutomysl в сети:
https://lutomysl.bandcamp.com/
https://www.facebook.com/Lutomysl/
https://soundcloud.com/lutomysl
https://www.youtube.com/user/Lutomyslofficial
https://www.instagram.com/lutomysl.official/