Когда мне хочется что-то написать, нужно побыть одному. Интервью с Sekunda Kota
Паша, Илья и Дима — так зовут музыкантов харьковского коллектива Sekunda Kota. У них уже есть свои поклонники. Музыканты ранее были известны по своим предыдущим проектам. Дима играл в Оркестре Че и Stoned Jesus, Паша и Илья — основные участники Гуп та Дзига.
Я пришел к группе на репетицию в небольшое подвальное помещение в два яруса. Наверху стоит диван со столиком — там своя чил-аут зона. Внизу сама комната для игры. Музыканты с их слов были после трипа, только не признались какого — может ездили по городу на ночных трамваях.
В итоге мы поговорили с ними о саунде 1990-х, стимуляторах к вдохновению, MC Hammer’e, Nirvana и Tortoise. А также совсем чуть-чуть о политике, без которой сейчас никуда.
— Смотрите, первое что у Вас написано на Вашем бендкемпе "Секунда кота, минута дельфина, милисекунда муравья, я тебя бил-бил но больше не буду, Яна, Яна, я на Бекетова чи на Гагарина" — что за присказка у вас такая? Наверняка у нее есть отдельная более развернутая история.
Паша (дальше — П.): Мы как-то джемили с чуваками и один, Зёма, ни на чём не умеет играть, поэтому он орал в микрофон. Я ему дал свой питшифтер, в котором он менял голоса и рассказывал вот эту ху*ню. Мы переслушивали несколько раз эту штуку. Она нам показалась прикольной и мы из взяли название sekunda kota. Это как-то немного абсурдно, и при этом прикольно.
— А вы любите абсурд?
П: Да, да, да, я люблю капец.
— У вас много символизма в песнях да и в самом названии группы - это дань 1990-м, в которых любили не говорить прямым текстом или какая-то иная фишка недосказанности?
П: Чувак, я вообще об этом не задумывался. Ну это скорее всего больше по абсурду, чем какой-то символизм и какое-то повторение девяностых. А с другой стороны я воспитывался музыкально и музыка 1990-х мне всегда нравилась и будет нравится, постоянно переслушиваю что-то.
— Например?
П: Ну не знаю, та всё… Этого, MC Hammer'a
— MC Hammer, отлично. Как раз у вас и саунд того периода, но это ж гранжем не назовёшь, альтернативой с романтикой как раз это назвать можно. Ваше творчество похоже на Текилуджазз образца альбома "Вирус" и группу Джан Ку. Вам эти сравнения о чём-то говорят?
П: Джан Ку я ваще не знаю, не слышал.
Илья (дальше — І.): Я тоже не слышал такого, и этого альбома Текилыджаззз я тогда тоже не слышал.
П: Мы когда-то какой-то концерт отыграли и к нам чувак подходит и говорит: "Да вы играете, как Doors". (ред. смеются)
И: А следом чувак подходит и говорит "как System Of A Down".
П: Мне кажется, это кто как слышит, кто под что заточен, под какую музыку. Кто-то в этом какой-то джаз даже находит, и говорит: "о, у вас какие-то нестандартные аранжировки, построения, формы, песни нестандартные".
— А сами Вы что думаете?
П: Не знаю, я всегда говорю, что мы играем рок-музыку. Как вообще здравомыслящий музыкант может ответить, что он играет? Ну вот в твоей практике люди отвечали "мы играем там эмбиент-джаз-сильверстоун-блэк?
— Да.
П: Да? Значит они просто заморачиваются над этим.
— Это рабы ярлыков, которые вешают такие как я как раз.
Дима (дальше — Д.): Это твоя работа, а наша ведь другая?
П: Я говорю недавно: "Димон, хочется такую песню какую-то такую сделать, в стиле Динозавр Джуниор. Кстати из 1990-х чувак, чтобы какая-то припанкованность. Я к тому, что ты просто вынашиваешь какую-то идею и она не обязательно должна быть в каком-то чётком направлении.
— А сами что слушаете? Каждый из вас.
Д: Илюха любит метал, я знаю.
И: Дак, Gojira.
П: Я недавно переслушивал альбомы Speedy Ortiz. Вчера на трипе слушали Tortoise. Никогда не слушайте Tortoise (смеется). В какой-то момент я вообще не понимал, что они делают, что играют, куда это всё ведёт.
— Ну а вообще эпоху 90-х как помните?
И: Я в школу ходил, я помню только школу.
Д: А я в садик.
П: Чувак, я тут самый старший. Я помню был малой, мне 13 в 1994 году и Кобейн застрелился. Тогда по Хит-ФМ крутили Нирвану, вообще просто песен пять в день, она постоянно в ротации была и тут такие новости и я сильно расстроился. Я ж даже и не знал каких-то других групп по гранжу, потому что Нирвана у всех была на слуху.
Д: Я знаю всю эту музыку не из 90-х, я познакомился с ней намного позже и тогда уже до нас нормально всё это дошло. И Сиэттловский движ тогда вылез.
— Пройдемся по стандартным темам: сколько вы существуете? Как собрались? Где вы до этого играли?
И: Мы с Пашей года где-то с 2007-го играем.
П: У нас костяк уже как-то образовался с давних времён. А с Димой, накопился материал, мы просто хотели записывать альбом и от нас как-то отделился бас-гитарист бывший, ну а Дима хороший звукоинженер, звукорежиссёр, и мы как-то к нему обратились: "Димон, давай запишем альбом", он говорит: "а кто у вас на басухе будет играть?" (смеётся) и я говорю "ну кого-нибудь попросим".
Д: Ты вообще сказал, что "ты будешь играть". Мне тогда, год назад, очень не понравилась эта идея.
П: Мы репетировать начали зимой прошлого года, с января. Сразу после нового года таким составом. Альбом вышел меньше, чем за год, материал уже был. Мы записали его летом.
— Ваши тексты песен на украинском - вы собираетесь на большую сцену или вам просто так удобней?
П: Я в какое-то время решил, что классно на украинском языке. На момент, когда писал, считал, что вообще никакой стоящей музыки на украинском языке нет. Оно какое-то всё отстойное и надо, значит, этим заняться.
Д: Сделать ещё один отстойный альбом на украинском языке. (ред. смеются)
П: С трендами это никак не связано, вся эта мода, как-то прорваться, нет. Просто прикольно. Вот сейчас мы готовим материал на следующий альбомчик и там большинство песен будет на русском, потому что попёрло как-то теперь на нем.
— Вы не привязываетесь ни к трендам, ни к моде?
П: Чувак, не, не, не. Оно как идёт, типа так и идёт.
— А в быту вы общаетесь на украинском?
П: Не, на русском. Ну если кто-то заговорит со мной, то как-то волей неволей переходишь на украинский.
— Почему альбом называется 0,8? Это общая длительность 9 композиций?
П: Нет, нет. 64 разделить на 80".
— Получается 0,8, почему эти цифры?
П: Это счёт в домино, не помню с кем-то играл в домино, записывали в телефоне заметки от руки. И тут еще история такова, я когда придумывал обложку на альбом, то решил что было бы классно сделать какой-то cover на все песни, то есть оформление каждой песни и разместить их на общей. Вот у меня на одну песню был скрин с 64:80. В итоге эти девять мини-картинок фигово вышли. И в итоге я взял и нарисовал существующую обложку карандашами. Мы ее потом фильтрами обработали. А релизу нужно было название и я решил, да все равно, пусть будет 64:80".
— Как пишете музыку, тексты? Какие стимуляторы используете?
П: Украинские слова. Тексты я пишу. Стимуляторов — никаких. Вообще, одиночество. Я не знаю как это приходит, когда мне хочется что-то написать, хочется побыть одному. Это точно.
— Вы там, ребята, предлагаете пить молоко. "Пейте воду, иногда молоко" у вас написано, о чем речь?
П: Ну коты иногда пьют молоко, а иногда воду.
Д: Да, это было на поверхности, согласен.
— Украинский музыкант может быть вне политики сейчас?
Д: Да кто угодно может быть вне политики. Или может думать, что он вне ее. Я не понимаю, почему вопрос стоит именно об украинских музыкантах? Думаю, наша группа в политике не может быть вообще, судя по тому какие мы распи*дяи, алкоголики. Хотя я думаю, мы все такие.
— А гипотетическая ситуация: приходит к вам представитель любой партии, говорит "пацаны, давайте отыграем тур под нашими флагами"?
Д: Не, не. Такое бывало, ну не в этой группе, но у меня такое бывало. Конечно ответ нет, всегда.
— А в поддержку української мови?
П: Создание альбома, это и есть поддержка. Просто хоть один человек заслушает альбом и скажет "о, классно". Но мне писал один знакомый, хвалил, что мы альбом на украинском выпустили. Он как-то связан с политиками, комментит постоянно их поступки. И вот если кому-то понравилось, что релиз на украинском языке и это и есть толчок украинского языка куда-то дальше.
— Вы глашатае или вы просто делаете творчество для узкого круга людей? Вы же для чего-то играете.
П: Нам нравится играть.
Д: Есть такой подход, когда у тебя цель в первую очередь аудитория, слава, то ты, ориентируясь на всё это, придумываешь песни, следуя трендам и т.д. А у нас противоположный подход. Нам прикольно музыку играть, всегда учиться, что-то новое пытаться делать, для себя в первую очередь. И если из этого получается что-то классное, это круто, если людям нравится, это круто, а если не нравится, ну значит это мы каличи.
— Сколько у вас было живых выступлений, кроме On-Air'a?
П: Киев, Запорожье, Харьков, Сумы.
— Людей сколько собиралось? Есть такое, что я пойду на Секунду Кота, или группе год и ещё об этом рано говорить?
Д: Та не, нормально говорить, мы вообще хотим поиграть и планируем концерт сделать, но в Харькове всё упирается на то, что не хочется нигде играть из тех мест, которые тут есть. В основном из-за звука. Он везде галимый.
П: И то, что ты говорил, какой уровень культуры, из-за этого тоже, потому что уровня культуры нет, он очень маленький. И эта культура какая-то, знаешь, у нас такая культура, как десятилетней давности. У многих людей ещё какой-то 2007, 2010-й год. Мало классных, интересных, прогрессивных групп. Странных, в общем. Конечно хочется свою музыку играть, хочется делать концерты. Но то, как все обстоит как у нас, это всё печально.
— Так а на выходе, в итоге, вы лабаете, потому что не можете не лабать?
Д: Да это просто кайфово играть.
П: Ну мы не рассматриваем это с какой-то коммерческой точки зрения. Сколько людей на лыжах, на сноубордах гоняет, спроси у них, почему они это делают? Им нравится - они это делают и всё.
— На сноуборде кататься научится проще, чем играть на гитаре.
Д: Ну поэтому на гитаре играть когда научился, ещё веселей. Прикинь насколько. А на барабанах — это ваще!
— Что слушать слушателю, кроме вас? И вообще вы себя слушать рекомендуете?
Д: Что хочешь, то и слушай. Сейчас столько информации, сейчас все знают обо всём, если хотят. Если человек задаётся вопросом, какую музыку послушать, ему довольно просто пошерстить, выяснить — всё у тебя на ладони. Вряд ли для этого ты будешь слушать интервью группы, чтобы узнать какую музыку слушать. Из харьковских групп я бы посоветовал слушать Смеющегося тигра, я играю в этой группе, это классная группа. Секунду кота и Смеющийся тигр — это кошачьи группы. (ред. смеются)
И: Гуп та Дзиґу надо слушать
Д: Не знаю, слушать… Я недавно прочитал прикольную штуку: "покупай музыку живых артистов, потому что мёртвым бабки не нужны". Я б советовал слушать современную музыку, ходить на концерты, покупать диски, пластинки современных артистов, ходить на концерты, таким образом как-то это всё спонсируя, помогая этому, чтобы было больше, лучше.
— Что для тебя сейчас современная музыка?
Д: Современная музыка сейчас это, во-первых, её количество, потому что сейчас столько музыки, которая есть в простом доступе, что ранее в истории такого просто не было! Я не буду ничего говорить про качество, но количество - это разнообразие. Сейчас есть всё, что было 20 лет назад, но плюс больше. А еще сейчас современный артист - это чувак, который должен всё делать. Если у него есть цель, то он должен завоёвывать аудиторию, думать о куче вещей, просто о миллионе всяких разных вещей. А музыка во всем этом составляет какую-то сотую долю от того, сколько всего нужно сделать. Но если ты обладаешь чем-то внутри себя, тем что можешь круто донести до людей, но не обладаешь мастерством, ты не пошлешь месседж посредством музыки, потому что ты просто не будешь знать инструмент. Уметь играть, а не просто обладать каким-то современным аппаратом, все еще важно. И прокачивать умения нужно очень-очень долго, вариться надо. А чтоб что-то стоящее сделать, нужно еще и очень много переслушать, очень много передумать, перепробовать. Короче сложно это всё.
Sekunda Kota в соцсетях:
https://sekundakota.bandcamp.com/releases