The Nietzsche – Welcome To Poetry 201 [EP] (2016)

Та коли в робучу пору
В нашу хату і комору
Закрадаєсь лиходій,
Щоб здобуток наш розкрасти,
Ще й на нас кайдани вкласти, –
Чи й тоді святий спокій?..
 
И.Франко «Супокій», 1883
 
С одесско-черноморскими мощными маткорщиками я знаком довольно давно, и отказать им в том, чтобы послушать их новый релиз – EP «Welcome To Poetry 201» – я никак не мог. Предыдущий extended play ребят – «Intro to Advanced Poetry» – был очень хорош, и в свое время я также его обозревал – ровно год назад. Фирменный почерк The Nietzsche чувствовался с самого начала – и в концептуальном начале, благодаря которому в качестве текстов группа использует поэзию разных авторов, и в музыкальном аспекте – который представляет собой сплав агрессивного маткора и задушевной мелодики, и в stage presence, обсуждение которого стало просто-таки золотой жилой для любителей интернет-срачей (что ребята, забегая наперед, затронули и в новом релизе). 
 
Безусловно, коллектив с подобным концептуальным подходом к лирике не может остаться незамеченным. Но все же стоит заметить, что в данном случае это – палка о двух концах: если музыканты решили осуществить довольно сложную работу по адаптации поэзии к музыке, причем поэзии на разных языках и написанной в разные времена, то инструментальная составляющая обязана быть, что называется, крайне незаурядной. Однако, если говорить о The Nietzsche – задача выполнена на 201%.
 
Начинается EP с трека, который можно назвать самоидентификацией в некотором роде: это песня на стих «Супокій» Ивана Яковлевича Франко, одного из мастодонтов украинской литературы и публицистики. В 2016 году, как раз накануне релиза, прошло 150 лет с дня рождения Каменяра, и даже если это не повлияло на решение парней поставить трек «James Franko» первым – они все равно стали жертвой некоего по-своему прекрасного символизма (еще и поигравшись с транслитерацией имени Яковлевича). Что касается самой песни – она в полной мере соответствует реноме открывающей: мелодичное и спокойное начало, за которым следует динамичная скоростная часть. Этот переход, кстати, наличествует и в стихе – первые две строфы повествуют о покое и сотрудничестве народов, а третья ставит под сомнение своевременность использования концепции «святого покоя» в случае, когда народу приходится противостоять преступлению. Излишне будет говорить об актуальности этого произведения сейчас.
 
После этого по ушам бьёт мощнейший хардкорный запил из трека «Kerouac» - трека, положенного на стихи короля битников Джека Керуака. В нём начинает раскрываться, по скромному убеждению вашего покорного слуги, лучшая составляющая этого релиза – гитарная работа. Хозяйничавшие в предыдущем EP хаотичные запилы не исчезли, но были вынуждены немного подвинуться, дабы уступить место шикарнейшим мелодичным партиям, которые становятся эмоциональным центром песен и оставляют неизгладимое впечатление, западая прямиком в душу. В общем, за свою работу на EP гитарист The Nietzsche Леша Еланский, также известный в окрестностях Одессы как Белый Шляпник, Рокер и Ильичевский/Черноморский Охотник за Попками (шутка), заслуживает похвалы размером с три больших чебурека.
 
Третий трек «Poe’s Law» (значение названия прояснить поможет Google) группа выпустила синглом еще в начале августа. Тогда же я посоветовал The Nietzsche как можно чаще обращаться к поэтическому наследству или просто к личности Эдгара Аллана По, потому что именно треки, связанные с автором «Ворона», ребятам удаются лучше всего. «Poe’s Law» начинается динамическим танцевальным запилом, который одобрят воины мошпита, и затем ударяется в безудержный и яростный маткор, который заставляет срывать с головы волосы, бить себя кулаком в грудь, рвать одежду, падать на колени и плакать. Такие мощные конструкции перемежаются с типичной для «ницшеанцев» мелодикой, которая постоянно что-то тебе напоминает, но аналогии теряются в памяти, поскольку заканчивается трек просто эталонным Converge, по другому не скажешь – музыкой, которая западает в душу сразу и словно стирает окружающий мир, оставляя тебя с ней наедине. Просто потрясающий трек – но всё же не самый лучший, по крайней мере, на мой вкус.
 
Титул же самой вкусной плюшки по версии автора завоёвывает следующая тема – «Rich Bukowski». Начинаясь с размеренного проигрыша, на фоне которого Тымчик провозглашает очередной манифест грязного реализма, трек взрывается мощнейшим хаотичным месивом, которое прорезает то воющий, то декламирующий, то вопрошающий вокал. Но вот когда еще один гимн иссякает и инструменты замолкают, а у тебя возникает ощущение, что такой короткий трек тебя уже вымотал и вполне логично закончился, The Nietzsche ставят восемь ящиков C4 и играют просто термоядерный бридж, который лично мне напомнил смесь Emmure и Tony Danza Tapdance Extravaganza. Здесь уместно все: мощный (а не крякающий, как принято у многих) скрим, дезинтегрирующая слушателя мелодика гитары, качевая ритм-секция. Именно благодаря этому «Rich Bukowski», под которую я устроил сольный мош в грузовом лифте своего дома, едва не спровоцировав его остановку, становится для меня топом в этом релизе.
 
Кстати говоря, вокальные возможности Евгения Тымчика снова позволили ему создать идеальную атмосферу в каждой песне, и к вокалу, который уже привычно для слушателя (пусть я и буду выглядеть как сноб) появляется только в нужных местах и звучит очень разнообразно, претензий никаких. Убедиться в том, как Женя умеет петь, можно в начале пятого трека EP и третьей песни The Nietzsche на стихи Владимира Маяковского «Mayakovsky III». Начало трека звучит как дань пост-панку, и приятно признавать, что ребята не боятся подобного рода своеобразных экспериментов. В целом трек производит впечатление самого лиричного и спокойного из пятерки, более похожего на пост-хардкор, чем на маткор. Однако завершение песни и релиза вышло прекрасным: та самая ведущая мелодичная партия гитары, размеренное пение строк раннего развязного стихотворения Маяковского «Вам!», прямо-таки побуждающее к коллективному сингалонгу, и сквозящая на каждой секунде атмосфера одиночества, декаданса и смерти. 
 
Бонус, прилагающийся к релизу – «Comment» – вряд ли нужно считать частью EP, это скорее рефлексия ребят на отзывы об их творчестве и живых выступлениях (которые, кстати, являются зрелищем не для слабонервных и уж точно не для ограниченных личностей). Если быть точным – один отзыв, который и был использован в треке: на фоне простого электронного бита речитативом зачитывается полный текст комментария в этих ваших интернетах, в котором The Nietzsche обвиняются в пропаганде гомосексуализма, инцеста и прочих радостей жизни. В общем, это прекрасный манифест хэйтерам, проявление так любимого мною юмора категории Б, которого ребятам не занимать, и даже попытка отобрать хлеб у таких флагманов отечественной EDM, как вагоновожатые. 
 
Хотелось бы, конечно, отметить и недостатки. В очередной раз повторяюсь, что краткость – сестра таланта, но когда краткости слишком много – она меняет фамилию и становится сестрой удовлетворенности. С удовольствием потерплю на год больше и дождусь от одесситов полноформатник песенок эдак на 15. Кроме того, вынужден отметить, что у меня возникли определенные претензии к сведению – чему я и сам удивлен, поскольку работы KNOB’а считаю лучшими, а его – наверное, самым опытным и умелым звукорежиссером страны. Но они носят скорее субъективный характер: слишком много реверберации, слишком мало гитар, и микс не производит ударного впечатления, хотя с оглядкой на жанр должен был бы. При этом я понимаю, что группа сама определяет характер своего звучания – и посему это скорее «вкусовщина», чем объективные замечания. 
 
Резюмируя, хочется сказать: ходите на концерты «ницшеанцев», наслаждайтесь их ультратолерантным перформансом на сцене (которому я, безусловно, аплодирую), слушайте их и непременно поддерживайте валютой, тем более что возможностей для этого они дают предостаточно. А они будут и дальше выстреливать релизами по нескольку раз в год, продолжать валить свою незабываемую музыку, закреплять за собой звание украинских Converge и плюс два или минус два.
 
https://www.facebook.com/thenietzscheband
https://thenietzsche.bandcamp.com/
https://vk.com/thenietzsche
https://soundcloud.com/thenietzsche
Neformat.com.ua ©
1. James Franko
2. Kerouac
3. Poe’s Law
4. Rich Bukowski
5. Mayakovsky III
6. Comment (бонус)
01.09.2016