Clutch - Strange Cousins from the West (2009)

Говоря откровенно, Clutch всегда и были теми самыми "странными родственниками", с одинаковой легкостью выходящими за границы понимания любителей хард-рока, стоунера, блюза и даже прог-рока. Признаки любого из этих направлений угадывались в творчестве группы, причем можно было с уверенностью сказать, что вот именно этот самый элемент и есть определяющим... Хотя нет, ничего подобного.

Девятый по счету студийный полноформатник команды не был продуктом долго ожидаемым или излишне распропагандированным. Предыдущим номерным диском суровые американские дядьки порадовали слушателей всего два года назад, успев после этого выпустить еще пару концертников и официальный ДВД. Так что, смело можно сказать, что поклонники не изголодались. Усугубило впечатление еще и то, что предыдущий "From Beale Street To Oblivion" смотрелся, мягко говоря, бледно по сравнению с релизами 2004-2005 годов. Совершенно угарнейший "Blast Tyrant", который многие не без оснований считают пиковым в творчестве группы серьезно завысил планку ожиданий от группы. Потому-то и "странных кузенов с Запада" публика восприняла насторожено и не без скепсиса.

И вот, собственно, и он, диск. При первом прослушивании с некоторым сожалением понимаешь, что копотью и угаром пятилетней давности здесь и не пахнет. Общее настроение альбома даже еще более спокойное, чем в "Бил Стрит..." - темы по большей части исполнены расслабленно и без лишней суеты. Прослушав диск пару раз, невольно вспоминаешь памятных "Слоновьих всадников" 1998 года. Определенный реверанс к собственным опытам десятилетней давности несомненно присутствует. Усиливает такое впечатление и подход к аранжировкам - партии клавишных сведены к минимуму, вторая гитара встречается крайне редко, студийные обработки звука либо отсутствуют совсем, либо сделаны выпяченными, очевидными. В целом звучание кажется слегка суховатым, ненасыщенным, но за этим уже просматривается нечто большее... Нечто, что становится очевидным далеко не сразу.

Не стану врать, убеждая, что эта работа зацепила меня с первой ноты и понесла за собой, как несет вторая выпитая бутылка в ближайший магазин за невыпитой третьей. Истерии и щенячьих восторгов не было изначально, не появились они и со временем. Казалось бы, "strange cousins from the west overstayed their welcome" - прямо как в титульном треке. Исполнено профессионально, чистенько и красиво, словно газон перед городской мэрией. И вывод очевиден - прослушать один раз по долгу службы, второй раз - в дань уважения предыдущим заслугам и третий - для очистки худой и замызганной совести. А потом - забыть и не вспоминать вообще, что такой диск мог бы быть в твоей коллекции. Но что-то мешает. Что-то скребется где-то на границе сознания, вызывая странное беспокойство, заставляя в очередной раз закидывать альбом в плей-лист.

И вот, наконец, приходит понимание. Понимание начинается с более вдумчивого изучения вызвучки и аранжировок. На первый взгляд все звучит постно и сухо - до скрипа на зубах практически. Только один момент вызывает удивление - запись явно не бюджетная. Все сделано крайне профессионально, микс и мастеринг - практически идеальны. Это слышно даже сквозь убогую цифровку пред-релиза. Знаете, мне всегда до коликов нравился саунд ранних Black Sabbath. Даже не так - мне он нравился, и это вызывало болезненный диссонанс, так как его техническое несовершенство было очевидно. Те, кто делал звук БС, крепко знали свое дело - им просто железок не хватало. Современная же звукорежиссура по большей части полагается как раз на железо, забывая при этом, что мозги подключить было бы тоже не лишним.

Подвиг и мощь "странных кузенов" заключается как раз в том, что концепция звука была подчистую взята из хард-рока начала семидесятых. Даже больше - первой тройки альбомов Оззи и компании. Такая же вкусная ламповая гитарка, рыкающий и расплескивающий добротный животный жир бас, и ударные, звучащие как один инструмент, а не как набор подвешенных в вакууме сэмплов. И, что немаловажно - в конечном итоге слышно, что играет группа. Все честно и никакой дряни. И на душе становится сразу как-то тепло. Просто от ощущения правильно сделанной вещи.
И вот это открытие меня и порвало.

Более-менее понятная аналогия в звуке открыла другой не менее очевидный факт - аранжировки сделаны именно так, не потому, что группе не хватило денег прописать пятнадцать гитарных треков один поверх другого. Весь сок заключается в том, что каждая аранжировка отдает терпким вкусом прото-хардрока, крепко заквашенного на электрическом блюзе. Да-да, того самого, из которого и появился на свет замечательный стиль стоунер.

И пошло-поехало. Альбом - очевидный возврат к истокам. Причем не столько к истокам группы, сколько к истокам музыки, которая вот же пятнадцать лет ведет мужиков по жизни. Весь альбом - по сути, мастерски сыгранный, яркий и до безобразия стильный реверанс творчеству ранних Black Sabbath. Да, Clutch можно упрекнуть в не оригинальности и завуалированном плагиате... Можно, но не хочется. Музыка отлично передает настрой далеких семидесятых - и при этом, "Strange Cousins from the West" - это прежде всего Clutch, и спутать эту музыку с чем-либо еще просто невозможно.
Здесь есть их любимая фишка: вкрутить очевидно кантри-блюзовых вещей в грувовую риффовку, наваять текстов, от которых время от времени вскипает мозг... Завидное умение группы делать сложные вещи простыми, а простые - сложными не изменило им и сейчас.

Ну что тут скажешь. Я всегда уважал эту команду, и с каждым новым альбомом уважение это только крепло. Может быть, "странные кузены с запада" и злоупотребляют моим гостеприимством, но я только махну рукой, зажигая следующую сигарету. Вопреки пессимистам, кое-что с годами становится только лучше.

Neformat.com.ua ©

01. Motherless Child
02. Struck Down
03. 50,000 Unstoppable Watts
04. Abraham Lincoln
05. Minotaur
06. The Amazing Kreskin
07. Witchdoctor
08. Let A Poor Man Be
09. Freakonomics
10. Aglo Ha Cambiado
11. Sleestak Lightning

07.07.2009