Septa — Bitten by the Serpent of the Kingdom of the Spirit (2019)

Наблюдать за Женей и его проектами всегда интересно — что Septa, что The Nietzsche подкупают как музыкой, так и бэкграундом, который скрывается за творческой составляющей. Тем интереснее вникать и изучать свежий релиз с длинным названием "Bitten By The Serpents Of The Kingdom Of The Spirit", а для того чтобы постичь его и проникнуться всем, что так кропотливо было скрыто под треками, необходимо прослушать альбом не раз и не два. Но обо всем по порядку.

Если перед прослушиванием альбома с огромной долей скепсиса относишься к описанию альбома (а его музыканты предлагают воспринимать как рок-оперу), то после пятого круга понимаешь, почему все так. Продолжу петь оды Жене, но он пожалуй последний человек на отечественной сцене, кто "будет делать что-нибудь просто так". И чем глубже копаешь свежий релиз Septa, тем больше восхищаешься проделанной работой.

История, заложенная в концепт, довольно глубока и основана на тексте романа Густава Майринка, а также фильма "Голем" 1915 года. Этот самый голем был послан в прошлое, чтобы предотвратить различные ужасные вещи, которые творим мы, люди. Однако, не големом единым — здесь встречаются и другие персонажи, другие голоса в опере.

"После розовых соплей "Sounds Like Murder" я больше не хотел писать что-то интимное и романтическое, и вообще как-то хотелось абстрагироваться от надоевшей амурной темы в музыке, поэтому открыл свое сознание и стал прислушиваться к тому, что меня беспокоит и может вдохновить. Сначала, конечно, была книга Густава Майринка, которую, как раз, читал в то время. Это довольно мрачная книга раннего немецкого экспрессионизма, которая вообще ни разу не о големе, но что-то меня дернуло заинтересоваться этим вопросом и дальше. И там есть одно из толкований этого достаточно давнего еврейского мифа о том, как в результате еврейский народ не принял своего спасителя и создателю голема пришлось его уничтожить, хотя это было и мучительно, и обидно, и неприятно. Здесь можно провести много аллюзий — я в этом всем видел и наша группу, и украинскую сцену в принципе, да и локальную по всему миру, но, кроме этого, я видел и некую глобальную проблему человечества. Это ксенофобия, дискриминация, страх неизвестного, и если сейчас общество, раскаленное социальной несправедливостью, больше беспокоит расизм и сексизм, то с повестки дня как-то совсем исчез антисемитизм, а его бытовых проявлений хватает и на сегодня. И я помню, когда провел восемь часов в варшавском музее еврейского народа, и тогда решил, что альбом будет иметь именно этот контекст. Это уже потом я придумал голема, присланного из будущего в самый разгар Первой Мировой войны (отсюда и винтажность определенных треков), чтобы предотвратить начало Второй, и раз за разом у него это все равно не получается... и тут я должен пойти в бесконечный монолог о бутстрап, парадокс, эффект бабочки и другой детерминизм, но, пожалуй, не буду ", — комментирует Евгений Тымчик, вокалист группы Septa

И именно эти глубина, продуманность и концепт подкупают в релизе — он притягивает, пусть и не сразу, он заставляет задуматься и по-другому воспринимать музыку. Не слушать "Bitten By The Serpents Of The Kingdom Of The Spirit" как обычный метал-релиз очередной отечественной группы, а расставлять все по полочкам, фантазировать и принимать песни как можно ближе к сердцу.

То тут, то там меняется настроение повествования благодаря музыкальному сопровождению, вокальные партии еще сильнее подчеркивают разговоры и монологи персонажей — спокойное вступление сменяется гнетущим чувством тревоги и опасности в следующих треках, затем темп последующих песен дает немного передохнуть и вновь берет тебя за горло, для того, чтобы затем отпустить и дать насладиться красивым окончанием истории. И в этом вся прелесть релиза — с каждым следующим прослушиванием открываются все новые и новые детали в истории, вложенной в неполных 35 минут альбома.

"Это как-то возникло спонтанно, и, скорее, было вызвано моим личным сопротивлением тем тенденциями, которые у нас уже сформировались в группе. Я не могу постоянно делать одно и то же, и уже на "SLM" почувствовал, что превращаюсь в циркача с одним трюком, то есть все мои вокальные идеи строятся на широком стилистическом диапазоне, что и так, знаешь, могу и сяк. Вокальная динамика это, конечно, круто, но мне показалось, что я начинаю этим злоупотреблять, и, по сути, просто выкручиваюсь из каких-то ситуаций, где не смог придумать ничего лучше, чем просто переключиться с одной техники на другую, или с чистого на какой-то другой голос. Я увидел в этом лень. Поэтому и подумал, что надо придумать себе хард мод: только певческий вокал, только сильные мелодии, только сложные аранжировки, то есть то, с чем у меня всегда возникали проблемы. И учитывая, что музыка у нас на тот момент сочинялась какая-то уж больно метальная, то в такой концепции, как минимум, звучание было необычно и интересно, а в итоге-то получилось действительно круто. Что это будет мюзикл я уже осознал после того, как мы написали "Голема", отсюда и пафосность, помпезность даже, и излишняя театральность в подаче, я тогда очень много переслушал бродвейских мюзиклов, и довольно долго торчал на Гамильтоне. И я думаю, что это все еще усугубил кавер The Nietzsche, который мы сделали на ту самую песню Queen." — комментирует Евгений Тымчик.

Если обратить внимание на музыкальную составляющую, то тут можно услышать отголоски предыдущих работ Septa — местами торчат уши "Sounds Like Murder", но это ощущение мимолетно, как и сомнения, которые возникают при первом прослушивании альбома. Что примечательно: на пластинке экстремальный вокал присутствует по минимуму и его появление как нельзя кстати — напряжение и атмосфера релиза от этого только выигрывают.

Что интересно, вся музыка была записана в кратчайшие сроки — всего неделя на накопление и примерно столько же времени на сведение и мастеринг. Не мало ли? Возможно. Повлияло ли это на результат? Ничуточки. Все звучит как и должно быть — к инструменталу нет претензий ни по звуку, ни по качеству. Вполне узнаваемый для Septa материал органично ложится на весь этот концепт оперы/мюзикла и даже приятно удивляет — акустический трек на альбоме прекрасно вписывается в общую картину. А в последней композиции и вовсе прослеживается четкое влияние легендарных Tool. Да и в целом уклон в сторону прога работает, на удивление, хорошо — все аккуратно и доступно, нет перегруженных и сложных ходов, от которых закипает голова.

Сомнений нет, альбом не для всех и многие просто не поймут или даже не воспримут должным образом подобный эксперимент со стороны Septa, но оно того стоило. Это качественный шаг вперед и пример развития коллектива. Одесситов хочется только хвалить за это, пусть и подобное решение обойдется им ценой потери некоторых поклонников. Хотя кто знает, возможно взамен придет еще большее количество новых. А пока что, надеюсь, что однажды весь этот рок-опера-метал-мюзикл будет поставлен на сцену какого-нибудь, пусть и скромного, театра, с живым музыкальным сопровождением самих творцов.

Мнения, высказанные в рецензиях, передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию Neformat.com.ua

Septa  соцсетях:

https://septa.bandcamp.com/
https://www.facebook.com/septaisnotaband
https://twitter.com/septaisnotaband
https://instagram.com/septaisnotaband
https://soundcloud.com/septaisnotaband

Neformat.com.ua ©

1 Emet, "truth"
2 Clay Boy
3 Pogroms
4 New Motive Power
5 Tannhäuser Gate
6 Golem / 1915
7 The Tin Man
8 Met, "dead"
9 You were created by the sages; return to your dust

22.11.2019
22 листопада 2019