Молочай - Виноградная кровь (2016)

Если вы никогда не слышали о группе Молочай, девятому студийному альбому которой посвящен этот текст, то самое время восполнить этот досадный пробел. Полагаю, что даже среди читателей Неформата лишь единицы помнят и знают этот неординарный и яркий музыкальный проект. В общем, это неудивительно в нынешнюю эпоху разнообразия фестивалей и более мелких концертных событий практически не выступающая группа (пара недавних редких исключений «для своих» не в счет), годами ведущая интровертное, отшельническо-студийное существование, фактически не имеет каких-либо перспектив на сравнительно широкую (по меркам независимой музыки в нынешней Украине) известность.

 

Но, судя по всему, такой расклад и формат совсем не угнетает артистов, бессменно стоящих за ботаническим названием Молочай. Более того, именно такой андеграундный подход для них наиболее органичен в первой же песне свежего LP "Виноградная кровь" содержится прозрачное высказывание на эту тему («модно то, что бесплодно»). В своем «отшельничестве» они не одиноки опытный меломан без особых усилий вспомнит некоторые целиком или преимущественно студийные проекты, базирующиеся даже в Киеве (где масса концертных площадок и возможностей найти свою аудиторию). Но, в отличие от Молочая, эти «коллеги по цеху» далеко не всегда могут похвалиться обширной дискографией (ведь почти всегда это сайд-проекты) и в основном принадлежат к электронным направлениям или экстремальным разновидностям метала.

 

Стиль музыки Молочая наиболее точно можно обозначить такими тегами: экспериментально-драматургическая музыка, психоделический рок, рокенрок. Последний термин неологизм, используемый самой группой для характеристики своих произведений; его смысл апеллирует скорее к образному мышлению. Лично мне всегда в этом же образно-символическом контексте импонировала еще одна автохарактеристика Молочая «театр у микрофона близ реки снов». Те, кто знаком с их  пластинками, согласятся в точностью этого «термина».   

 

История проекта ведет официальный отсчет с 2000 г., но корни его уходят во вторую половину 90-х. Именно в тот период поэтесса и автор-исполнитель Ленка (Алена Бессонова) познакомилась в Полтаве с уже тогда ценнейшей для местного андеграунда группой Онейроид, начав принимать активное участие в их творчестве. В 1997 году Ленка вместе с Валерой Власенко (Арахнофобия, Онейроид) и Александром БесБессоновым (лидером дружественной панк-группы Патологоанатом, существовавшей в 90-х в Полтаве) записывает свой второй альбом "Замбия", эпизодически в нем участвуют также сооснователи Онейроида Бурлик и Волик. Как гласит составленная Анатолием Воликом «Онейропедия» (своеобразный реестр всех музыкантов, когда-либо игравших в Онейроиде): 

«Во время записи "Замбии" Ленка сближается с Бесом, через год они становятся семьей, а через два покидают Полтаву и в далекой интимно-уютной Городне Черниговской области создают мощный проект Молочай (...) В 1999-ом году врач-стоматолог Бессонов получает распределение в Черниговскую область и переезжает туда, подарив Онейроиду музыкальный аппарат Патологоанатома. Но его сотрудничество с Онейроидом на этом не заканчивается.»

Если оглянуться на богатую дискографию Молочая, невозможно не заметить удивительную верность избранному музыкальному курсу, который регулярно приносил слушателю одновременно нестандартные, но и вполне доступные восприятию плоды в виде новых альбомов. Несмотря на упомянутую длительную связь с легендой полтавского андеграунда (и общего автора большинства текстов в лице Анатолия Волика), Молочай чаще всего сравнивают со знаменитой российской группой АукцЫон и пластинками Федорова / Волкова (к которым, кстати, издавна неравнодушны и основатели Онейроида). Экспериментальный, но одновременно очень уверенный подход чувствуется во всем, что выходит под именем Молочай.

 

Альбом "Виноградная кровь", появившийся на просторах Сети в начале мая 2016 г., не является исключением из этого правила. Впечатления от него самые позитивные, хотя не берусь утверджать, что это лучшая работа в рамках проекта. Запредельных успехов вроде как нет, но музыка Молочая интригует и не дает отвлекаться на что-то еще (для меня это ценный показатель). Первое, что замечаешь то, как более динамичные и разнообразные по музыкальной составляющей треки (в двух из них звучат традиционные для Молочая партии баяна) сменяются акустическим саундом последних четырех песен. Такая структура альбома логична и правильна; его кульминацией, скорее всего, была задумана титульная композиция, запоминающаяся симбиозом агрессивности и мелодичности. 

 

Из остальных треков  стоит особо отметить такие: "Дно" (прямая отсылка к песне раннего Онейроида); электронно-постмодерный, нетипичный для музыки этого проекта "Минус мир" (на текст Анатолия Волика, известный фанатам Онейроида начала нулевых); "Куля" первая, если мне не изменяет память, песня Молочая на украинском, к тому же реально душевная и на нехарактерную в общем для проекта военную тематику, вдвойне удачная благодаря трогательному вокалу Ленки; и, конечно, умиротворенно-финальный "С нами бог" за красивый контраст с тревожной первой половиной пластинки и неожиданную (после такого названия песни) лиричность.

 

Подводя итог, порекомендую всем, кому понравится альбом, не полениться и найти время углубиться в дискографию Молочая, она по-настоящему интересна.

 

 

Neformat.com.ua ©

1. Дно
2. Жанна
3. Мою рану
4. Минус мир
5. Виноградная кровь
6. Поле тишины
7. Куля
8. Сезон вопросов
9. С нами бог

05.05.2016