К кому идти за украинским кабаре?
Немного слов о мировом театрализованном направлении, о чувствах, эмоциях и праведном распутстве с уклоном в улыбчивый жанр, на логотип которого чаще ставят Пьеро, а не Арлекина. 
 
Пожалуй, самое странное, что можно сказать о кабаре, это вспомнить о нем с утра. Посетителям подобных заведений оно могло только присниться в это время суток или же в современном мире — начать играть в музыкальном плеере какого-либо носителя. За время существования этого жанра каких только метаморфоз с ним не происходило. 
 
Кабаре нельзя назвать просто стилем музыки, это совокупность разных направлений и своя эстетика. Тут не обошлось без театра, шансона (того самого, а не из маршруток), фортепиано, варьете, бурлеска, Тулуз-Лотрека, Германии начала ХХ века, женской красоты и массы других факторов. Сейчас, люди играющие, а вернее, выступающие в этом стиле — это не ретроспектива той эпохи, это откалиброванный и граненый стиль, правда с широкими границами. 
 
Человечество всегда любило ночные ритуалы, будь это магия, развлечения или когда они вместе. В случае с темой нашей статьи к двум обрядам добавилось еще искусство. Еще в далеком в 1881 году на Монмартре в Париже основатель первого такого заведения Родольф Салис вряд ли понимал, какой пласт культуры он создает. Хотя, мистики среди представителей французской богемы было предостаточно, как и опиума с кокаином. 
 
Через 20 лет кабаре переедет в Берлин при помощи Отто Юлиуса Бирбаума и с момента, как заработало «Buntes Theater» оно же «Ueberbrettl» по наитию немецкого журналиста  и поэта, не утихают споры о том, кто же больше привнес в этот подвид искусства и какая из двух стран Старого Света сделала больший вклад в эту эстетику. 
 
 
Наши просторы подобная красота обойти не могла и в той или иной степени она нашла свое отражение в нескольких ярких украинских группах. В каждой из них кабаре напоминает о себе своими разными гранями: от фрика и авангарда, до классического и милого пения под пианино. Вообще, вряд ли любая из команд, названных ниже, скажет, что она играет конкретный махровый кабаре, так как такого стиля в чистом виде вообще не существует. Зато есть характерные черты, зависящие от широты и долготы исполнения жанра. 
 
Для нашего  нашего ресурса уместно будет вспомнить такой термин, как dark cabaret. Явление, сравнительно недавно получило именно такое определение и то, благодаря вышедшему в 2005 году одноименному американскому сборнику. В него вошли характерные представители жанра, делавшие свое дело по обе стороны Атлантики. И если это Англия, то на ум сразу приходят The Tiger Lillies, Франция сейчас - Katzenjammer Kabarett, США — Tom Waits и Dresden Dolls, Германия — Nina Hagen. 
 
А вот в Украине очень сложно кого-то выделить отдельно и поставить выше других команд — все представители жанра настолько яркие, что достойны отдельных опусов и обзоров. Их не назовешь однодневками, так как к этому направлению приходят осознанно и выстраивают целые линии сценических, звуковых и лирических образов. 
 
Подобное явление в нашей стране еще очень молодо, но уже умеет создавать яркие впечатления о себе. Да и по большей части все это действо трансформировалось в какой-то гротескный нуар с декадентскими клоунами и смех сквозь слезы. Что ж, поговорим о более вдумчивом и менее веселом кабаре, где ирония живет в меланхолии, а веселье прокуренного маленького помещения пропущено через сепию… Ирония и самокопание в современных представителях жанра живут вместе и даже часто носят одни и те же тапочки. 
 
 
Из характерных представителей моментально удалось идентифицировать небольшое количество коллективов: Dakh Daughters, Viviénne Mort и Сон Совы. Последние относятся больше к авангардному джазу, но с бурлеском и карнавалом. Все три моментально оседают в памяти, благодаря своим образам. Мало кто, побывав на музыкально-театральном действе, где слово «кабаре» стоит в афише не может вспомнить происходящее на сцене и около нее. Разве что, этот человек был в состоянии измененного сознания и то, из зазеркалья ему явно помахали. 
Son Sovy: 
 
Нас, конечно можно отнести к кабаре как к стилю, но не полностью. Да, у нас есть подача из этого жанра, костюмы. Но, наши выступления очень зависят от размера площадки. Если мы будем играть для большой аудитории, то элементы кабаре исчезают. Шоу приобретает другие черты, другой масштаб. 
Кабаре, как явление, носит более камерный характер, с этим не поспоришь. Театры на площадях и театры, окруженные стенами, интерьером и декорациями совершенно по-разному влияют на зрителя. На открытом пространстве (open space для непонимающих) эффект диалога со зрителем быстрее растворяется в толпе. Поэтому, покурили — пойдем обратно, пока не закончился антракт и мы ничего не пропустили. 
Dakh Daughters
 
Украинское Кабаре для нас - это «Радость, Бурлеск и Красота, достаточно пост-модерно замиксованные, и самое главное- не без Идеи». Своими корнями это уходит в эстетику «Энеиды» Котляревского с о своим самобытным юмором.
В Украине достаточно цирковых представлений, но не хватает драматургов. Если бы действо из канала «Рада» переместилось бы на паперть или подиум, то получилась бы весьма отличная мелодрама. 
 
 
Пока есть только задатки для гротеска и злая сатира. В Кабаре важно шоу — оно есть у ряда фриковых команд. Хотя, кто говорит, что кабаре не фрики или не печальные клоуны? 
Dakh Daughters: 
 
Для нас "Хамермани Знищують Віруси" - це також досить дивне, але українське "кабаре", в якому життя розглядається під збільшувальним склом, тому з'являється ефект очуднення, такий важливий для мистецтва.
Мало кто знает, но об этом проекте нельзя не упомянуть — не просторах 2000-х годов в Луганске и немного за его пределами жег напалмом проект «ОПД». Это была конгломерация художника Ярослава Деркача и музыканта Сергея Цемика (Шевченко’s Band). Расшифровка аббревиатуры раскрывает весь смысл объединения - «Оркестр предрассветных духов». Это сложно назвать «кабаре» или каким-то перформансом или предать их труды какому-то сравнению, но это явно делалось в пересекающихся плоскостях с «ХЗВ». Они могла называться Лола и Пола, петь гимны абсурду, читать шутки в стиле «камеди-клаб для имбецилов», просто убить чучело весны под японский нойз на сцене, потому что вчера наступило лето или сделать зарядку. Теория и практика абсурда во всей красе. 
 
Son Sovy
 
Кабаре — это музыка от экстравертов. А у нас люди на сцене стоят с каменными лицами. И вот только сейчас стали появляться артисты с эмоциями и каким-то поведением наружу. 
 
Мы же народ эмоциональный, а сцена статическая. Ей не хватает поведения, мастерства, пластики, в конце концов. 
И если говорить о традициях, то в интернетах под определением «дарк-кабаре» упоминается Александр Вертинский. Он, конечно, был не самым веселым в мире артистом, и пел лирические песни, но был ли он мрачным? В кабаре точно был и выступал в «печальных ресторанах и парижских балаганах»… Только мало кто вспоминает, что один из основоположников эмигрантских куплетов был родом из Киева. Его давно разобрали на цитаты, которые могли рождаться пока он спал на сундуке в прихожей у своей тетеньки… 
Dakh Daughters: 
 
Кабаре — абсолютно украинская традиция, просто название иностранное. А по сути это и есть музыкально-драматический театр. Из наших — это Олег Скрипка, Александр Вертинский (который сам родом из Киева. Этот факт почему-то замалчивают и весь мир его воспринимает, как российского художника). 
Пьеро и Арлекин не говорят на каком-то одно языке. Нет у них этнической, культурной, политической и социальной принадлежности. Есть всемирный образ, в который попадает любой желающий сочетать действо и звук. 
Son Sovy
 
Есть музыка украинского происхождения, а кабаре по сути своей существует без этнических привязок. Возьмем, например, цирк — там же не поют всегда «Щедрик» во время выступлений. Или театр — есть украинский, но он же часть театра всемирного. Так и кабаре является составляющей мировой культуры. 
 
Neformat.com.ua ©
Поделиться